Канадцы бойкотируют тренировки и матчи из-за призовых на ЧМ. Россия и Гана через это уже проходили

    Россияне требовали отставки тренера, африканцы — призовых перед решающим матчем группового этапа
    Сборная Канады по футболу отобралась на ЧМ впервые за 36 лет
    Сборная Канады по футболу отобралась на ЧМ впервые за 36 лет /Zuma / TASS

    Осталось полгода до чемпионата мира в Катаре — первого за 36 лет для сборной Канады, уверенно отобравшейся на турнир в марте. Но подготовку команды к мировому первенству омрачают конфликты с руководством канадского футбола. О ращногласиях стало известно в начале июня. The Athletic сообщил, что в пятницу, 3 июня, игроки сборной не вышли на тренировку в преддверии воскресного товарищеского матча с Панамой. А затем отказались участвовать и в самой игре.

    Причин для бойкота несколько. Во-первых, игроки сборной хотят улучшить свои финансовые условия — после выхода на ЧМ их зарплаты не изменились. Во-вторых, футболисты национальной команды требуют увеличить их долю призовых за участие в турнире до 45%, а также обеспечить туры в Катар для родственников и друзей. Еще один пункт — уравнение призовых для мужской и женской сборных, по примеру США.

    Кейс канадцев — не первый в истории футбола. Выход на чемпионат мира — большое событие для страны, к которому приковано много внимания. Игроки не раз использовали это в попытках отстоять свои интересы и вступали в конфликт с футбольной федерацией. «Ведомости. Спорт» — о самых ярких протестах сборных.

    «Письмо 14-ти»: как Карпин, Шалимов и другие пытались заменить тренера перед ЧМ-1994

    В ноябре 1993 г. сборная России отобралась на ЧМ-1994 в США. За пять лет до этого национальная команда СССР добилась больших успехов: на Евро-1988 дошла до финала, в том же году выиграла футбольный олимпийский турнир. Российская сборная свой первый крупный турнир провалила, не выйдя из группы на Евро-1992, но на ЧМ-1994 готовилась поехать сильным составом. В команде были Андрей Канчельскис, выступавший тогда за «Манчестер Юнайтед», лидер чемпионского «Спартака» Валерий Карпин, нападающий «Бенфики» Сергей Юран, игрок «Интера» Игорь Шалимов и другие.

    В заключительном матче отбора на ЧМ, который уже не имел особого турнирного значения, Россия проиграла Греции (0:1) и уступила первую строчку в группе. После игры разразился конфликт между игроками и президентом Российского футбольного союза (РФС) Вячеславом Колосковым. В раздевалке глава организации раскритиковал игру футболистов и обвинил их в несоблюдении контрактных обязательств: как минимум восемь игроков должны были выступать в кроссовках бренда Reebok.

    В тот же день 14 футболистов сборной подписали письмо на имя Шамиля Тарпищева, тогда — советника президента РФ Бориса Ельцина по спортивным вопросам. В своем заявлении игроки потребовали:

    1) уволить с поста главного тренера сборной Павла Садырина и вернуть Анатолия Бышовца, который выиграл с командой СССР олимпийский футбольный турнир в 1988 г;
    2) увеличить призовые за выход на чемпионат мира в США;
    3) улучшить «материально-техническое обеспечение сборной».

    Впоследствии выяснилось, что не все подписанты разделяли были одинаково согласны с требованиями. Лучший бомбардир ЧМ-1994 Олег Саленко в разговоре с «СЭ» рассказывал, что игроки ставили подписи на пустых листах, а об отставке Садырина речи не было. Александр Мостовой утверждал, что футболисты просили поднять призовые с $2000 до $3000, по версии Карпина разговора о деньгах не было — только об обеспечении игроков достаточным количеством экипировки.

    Сборная России по футболу перед заключительным матчем отбора на ЧМ-1994
    Сборная России по футболу перед заключительным матчем отбора на ЧМ-1994 /Steve Munday / ALLSPORT

    Требование заменить Садырина на Бышовца объяснялось по-разному. В самом письме игроки заявили, что Павел Федорович — «неплохой клубный тренер», методы которого не подходят для работы в сборной. По мнению футболистов, выход на ЧМ-1994 — «инерция команды, созданной ее бывшим тренером А.Ф. Бышовцем к чемпионату Европы 1992 года». По версии бывшего администратора сборной Сергея Хусаинова, мотивом для отставки Садырина стало его молчание после речи Колоскова в раздевалке. В разговоре с «СЭ» экс-сотрудник национальной команды рассказал, что за ужином тренер заявил Шалимову, что не подписывал контракт с Reebok. Но, по словам Хусаинова, этот жест не был оценен игроками сборной: они привыкли, что тренер всегда публично встает на их сторону.

    «Понимаете, он [Садырин] очень доверял руководству РФС. Они так могли все преподнести, что он ничего не подозревал. Безоглядно им доверял. Его молчание в раздевалке в Греции – роковая ошибка. Поэтому Шалимов и возмутился: «Пал Федорыч, надо было при всех это сказать – при руководстве РФС, при прессе…» Садырин хороший тренер. Не только клубный, но и для сборной. Конечно, он был достоин вести игроков в США. Просто в команде начались шатания из-за задержек премиальных. Обязательства со стороны РФС не выполнялись».

    Молчание Садырина выглядело контрастно на фоне решений предыдущих тренеров сборной. После ЧМ-1990 Валерий Лобановский поддержал протест игроков из-за невыплаченных призовых: футболисты отказывались улетать из Италии до перевода денег. История повторилась на Евро-1992: тогда на стороне команды выступил Бышовец.

    Итогом протеста стала пресс-конференция, на которой претензии футболистов по призовым и материальному оснащению сборной были признаны справедливыми. При этом статус Садырина сохранил тренерский пост, а некоторые футболисты отказались от своих подписей.

    Павел Садырин возглавлял сборную России с 1992 по 1994 гг.
    Павел Садырин возглавлял сборную России с 1992 по 1994 гг. /Уткин Игорь / Фотохроника ТАСС

    К началу ЧМ-1994 кто-то из взбунтовавшихся игроков вернулся в сборную, но это не спасло от неудачи. Россияне проиграли будущим чемпионам бразильцам (0:2) и бронзовым призерам турнира — шведам (1:3), разгромили камерунцев (6:1), заняли третье место в группе и не вышли в плей-офф.

    Бунт перед решающим матчем группового этапа ЧМ-2014 из-за $3 млн

    Конфликт сборной с футбольным руководством может иметь непредсказуемые последствия. Но если россияне в 1993 г. и канадцы в 2022 г. занялись решением проблемы за несколько месяцев до чемпионата мира, то команда Ганы в 2014 г. объявила протест прямо по ходу турнира. Перед заключительным туром группового этапа мирового первенства в Бразилии африканская сборная еще сохраняла шанс на плей-офф: для этого нужно было одолеть португальцев и надеяться на поражение США в матче с Германией.

    За два дня до решающего матча игроки сборной Ганы предупредили футбольное руководство страны, что могут бойкотировать тренировки из-за отсутствия призовых. Футболисты хотели получить гарантию о выплате вознаграждений за отбор на ЧМ в Бразилии. Ситуация усложнялась тем, что игроки отказались от перевода средств на электронные счета и потребовали предоставить сумму наличными. Федерации футбола Ганы оставалось одно — взять $3,5 млн взаймы у правительства страны и организовывать экстренный чартер до Бразилиа.

    Денежные требования также породили разногласия внутри команды. Из состава сборной были исключены два звездных игрока — полузащитники Кевин-Принс Боатенг («Шальке-04») и Салли Мунтари («Милан»). За пару дней до этого Боатенг умудрился оскорбить одного из тренеров сборной, Мунтари с кулаками набросился на менеджера сборной, а затем футболисты подрались друг с другом. Правда, покидать Бразилию до получения денег они отказались. И дождались своего.

    Самолет приземлился в Бразилии на следующий день после драки игроков, а в номере отеля была организована специальная комната для выдачи наличных. На пресс-конференции перед матчем с португальцами ганский вингер «Челси» Кристиан Атсу заявил, что команда не собиралась бойкотировать игру из-за проблемы с призовыми. Спокойствию игрока явно бы позавидовал главный тренер сборной Квеси Аппиа.

    «Я не спал две ночи, даже не мог закрыть глаза, — делился переживаниями специалист. — Обычно, такие вопросы решаются до соревнований. Я не могу постоянно говорить игрокам, что деньги придут. К сожалению, я оказался в этой ситуации и пытаюсь с ней справиться. Хорошо, что президент Ганы вмешался в это дело».