Финансист Гэри Хоффман возглавил совет директоров АПЛ. Ему пригодятся навыки кризис-менеджера
«Ведомости. Спорт» выбрали назначение годаПолтора года Английская премьер-лига (АПЛ) – самый успешный национальный чемпионат мирового футбола (выручка в сезоне 2018/19 – 5,9 млрд евро) – не могла выбрать нового руководителя. В ноябре 2018-го АПЛ покинул генеральный директор и исполнительный председатель Ричард Скудамор. Он управлял лигой 19 лет и в 10 раз увеличил ее теледоходы – с 210 млн до 2,7 млрд фунтов за сезон, но в 59 лет решил, что хочет «проводить больше времени с семьей». Попрощавшись со Скудамором бонусом в 5 млн фунтов, лига объявила о назначении на его место Сюзанны Динейдж, президента Animal Planet Discovery. Она называла новую работу (к слову, с зарплатой больше 1 млн фунтов в год) «фантастической», но спустя месяц неожиданно вернулась на ТВ. Кандидаты, которых Динейдж обошла в ходе собеседований, тоже отказались.
Лишь спустя год после ухода Скудамора АПЛ назначила генерального директора. Им стал Ричард Мастерс, который с 2006 г. работал в лиге директором по продажам и маркетингу, а затем в статусе и. о. вел переговоры по телеправам, курировал разрешение клубных споров и контролировал коммерческие сделки. А вот поиски председателя совета директоров завершились лишь в апреле 2020 г.
Единогласным решением акционеров место получил 60-летний Гэри Хоффман. В его резюме – большой управленческий опыт на разных должностях в крупных финансовых организациях: Visa, Barclays, Monzo Bank, Hastings Group Holdings plc, Coventry Building Society и др. При этом футбол всегда занимал важное место в личной и бизнес-жизни Хоффмана. Он был вице-президентом клуба «Ковентри», а также долгое время управлял Football Foundation – одной из крупнейших благотворительной организацией в Англии, которая собирает средства на развитие массового спорта. В АПЛ зоной ответственности Хоффмана будут финансовые и политические вопросы.
Одним из главных аргументов в пользу Хоффмана стал его опыт работы в стрессовых ситуациях. К примеру, в 2008 г., в разгар мирового экономического кризиса, Хоффман был назначен правительственным управляющим банка Northern Rock после его национализации. Похоже, навыки кризис-менеджера придется применять и в АПЛ. Несмотря на отличные финансовые показатели, сейчас у лиги сразу несколько проблемных направлений. Коронакризис лишает клубы матчевых доходов, а суммы телеконтрактов, похоже, достигли предельных значений – ТВ теряет аудиторию, все больше людей переключается на интернет-вещание, которое лига только начинает осваивать.
Кроме того, не все клубы Премьер-лиги довольны действующей системой распределения доходов. Так, осенью 2020-го «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед» активно продвигали совместно разработанный пакет реформ английского клубного футбола – Project Big Picture. Согласно этому проекту, 25% суммарного годового дохода двух высших лиг Англии (вместо нынешних 4%) получит Чемпионшип (второй по статусу дивизион). Планировалось, что количество команд в Премьер-лиге сократится с 20 до 18, а право голоса по ключевым вопросам будут иметь лишь девять старейших клубов (включая большую шестерку, которая давно воюет с АПЛ за более крупную долю теледоходов). Еще один пункт Project Big Picture касается цифровых телеправ и предлагает отдать клубам восемь матчей в сезон для продажи напрямую через свои каналы.
На встрече участников АПЛ в октябре 2020-го революционный проект отвергли, но очевидно, что это не последняя попытка топ-команд изменить экономические схемы лиги. Так что перед Хоффманом стоит архисложная задача: искать новые источники дохода и наращивать финансовые обороты лиги, сохраняя при этом баланс интересов ведущих клубов и всех остальных.