WADA, ISU и даже РУСАДА против Валиевой. Что нужно знать о допинг-кейсе Камилы прямо сейчас

    Если вы тоже запутались
    Олимпиада в Пекине закончилась больше года назад, а Камила Валиева и другие участники командного турнира до сих пор не знают, как распределятся медали
    Олимпиада в Пекине закончилась больше года назад, а Камила Валиева и другие участники командного турнира до сих пор не знают, как распределятся медали /Валерий Шарифулин/ТАСС

    В бесконечном допинг-сериале с участием Камилы Валиевой на этой неделе вышел новый эпизод. В Спортивном арбитражном суде (CAS) зарегистрировали сразу три апелляции. И если с заявлениями Международного союза конькобежцев и WADA все более или менее понятно, то выступление РУСАДА вызвало немало вопросов. Еще в январе в России громко обсуждали оправдание Камилы, а теперь – суд? «Ведомости. Спорт» восстановили полную хронологию событий, чтобы распутать этот клубок противоречий. Никаких эмоций – только факты. 

    Оперативная реакция 

    Все закрутилось 25 декабря 2021 г. на чемпионате России по фигурному катанию. Камила Валиева блестяще откатала произвольную программу, исполнив сразу четыре элемента повышенной сложности, и выиграла турнир. После церемонии награждения ее встретил офицер Российского антидопингового агентства (РУСАДА) – победители и призеры соревнований всегда проходят тестирование. Пробы отправили в Стокгольм – в России и окрестностях нет подходящих лабораторий. 

    По международным стандартам на исследование пробы у шведских специалистов был 21 день. Но из-за вспышки коронавируса лаборатория не могла работать в штатном режиме. Сроки выдачи результатов серьезно увеличились. Здесь важно понимать: биоматериал анализируют в порядке живой очереди, но есть специальная метка – fast track. При ее наличии проба становится приоритетной. У Валиевой такой метки не было. В итоге о том, что у нее обнаружен запрещенный триметазидин, стало известно только 8 февраля 2022 г. прямо во время Олимпийских игр в Пекине. К тому времени российские фигуристы уже выиграли командный турнир, но получить медали еще не успели. 

    Сразу после этого РУСАДА временно отстранило Камилу от соревнований. Представители спортсменки обратились в Дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК) агентства и добились отмены этого решения. Тогда в дело вступили МОК, Международный союз конькобежцев (ISU) и WADA. Они подали апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS) с требованием об отмене отмены.     

    Эта апелляция была отклонена 14 февраля 2022 г. Выездная панель суда (во время Игр все ключевые решения – за ней) приняла во внимание, что из-за задержки результатов у Валиевой не было возможности собрать данные для своей защиты, а также, что она сдавала несколько тестов после 25 декабря и все они были отрицательными. Большую роль сыграл юный возраст Камилы. На тот момент ей было 15 лет, что позволило получить статус «защищенного лица». Такие истории изучают в особом порядке. При этом суд не рассматривал дело по существу, подробные разбирательства просто отложили до окончания Олимпиады. Валиева осталась в Пекине, смогла принять участие в личном турнире фигуристок и заняла четвертое место.   

    Тактика затягивания

    Главное расследование по делу проводило РУСАДА. Это было хорошим сигналом – международное сообщество доверяет российской стороне, даже несмотря на то, что местное агентство не имеет статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу (из-за допинг-истории, которая тянется еще со времен Сочи-2014). Все проходило в закрытом режиме. Генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова много раз напоминала об особом статусе Валиевой, а 14 сентября 2022 г. буднично объявила, что расследование завершено, все готовятся к слушаниям, но оглашать вердикт публично никто не станет.

    А дальше – еще два месяца тишины, причем не только в публичном пространстве. WADA и компания тоже оставались в полном неведении, с удивлением отмечая, что Валиева стартовала в новом сезоне. 8 ноября 2022 г. Международное антидопинговое агентство заявило о своем намерении обратиться в CAS из-за «неприемлемых задержек» с принятием решения. Расследование, правда, затянулось: почти 10 месяцев против общепринятых 5-6. По информации WADA, заседания Дисциплинарного антидопингового комитета, который должен был определиться с наказанием, переносились за это время несколько раз.  

    О том, что ДАК в какой-то момент все же собрался, стало известно 14 января 2023 г. В этот день РУСАДА объявило об оправдании Валиевой, уточнив при этом, что от золота чемпионата России Камиле все же придется отказаться – при наличии положительной пробы по-другому просто не может быть. 

    Важный нюанс: РУСАДА объявило о таком решении, но принимал его ДАК. А это – отдельный орган, пусть и созданный по инициативе самого агентства. И РУСАДА может обжаловать его вердикт. Вероника Логинова, например, почти сразу предупредила, что в агентстве внимательно изучат мотивировочную часть и оставляют за собой право на апелляцию. 

    Такое право, естественно, было и у международных организаций. И они им воспользовались – 22 февраля 2023 г. в Спортивном арбитражном суде были зарегистрированы апелляции WADA и ISU. РУСАДА в итоге тоже присоединилось. Но есть существенная разница в требованиях сторон. Российское агентство настаивает на признании спортсменки виновной в нарушении антидопинговых правил, но просит учесть, что в этом не было злого умысла или халатности с ее стороны и потому предлагает ограничиться строгим выговором. Неплохой ход, но довольно рискованный с учетом положения самого агентства.    

    Представители WADA настаивают на четырехлетней дисквалификации и аннулировании всех результатов с момента взятия пробы. А это золото Евро и золото олимпийского командника. У ISU – похожая позиция, с одной оговоркой: срок дисквалификации CAS может установить на собственное усмотрение. 

    Каким будет финальное решение и когда его огласят, сейчас не может сказать никто. Формально, у спортивного суда нет дедлайнов. К счастью, подавать апелляции тоже больше некому.