Майкл Джордан ведет суд против автогоночной серии NASCAR
Команда легенды НБА подала антимонопольный иск, первое слушание дела уже состоялосьСпортивный год редко обходится без скандальных разбирательств и громких судебных процессов. В США в объектив внимания попал шестикратный чемпион Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) в составе «Чикаго Буллз» Майкл Джордан. Осенью 2020 г. легендарный баскетболист, состояние которого Forbes оценивает в $3,5 млрд, стал совладельцем команды 23XI Racing в Национальной ассоциации гонок сток-каров (NASCAR). В нынешнем сезоне коллектив завоевал титул чемпиона регулярного сезона NASCAR на машине американского пилота и звезды гонок Тайлера Реддика.
После триумфа Джордан начал с NASCAR переговоры по поводу «чартерного соглашения» (свод правил, в том числе финансовых, которых команда должна придерживаться), они закончились подачей антимонопольного иска к спортивной организации. По словам представителей истцов – команд 23XI Racing и Front Row Motorsport – руководство NASCAR сознательно создавало монополию, приобретая автодромы и заключая с командами индивидуальные соглашения на невыгодных для них условиях. Якобы участников чемпионата вынуждали подписывать чартеры под огромным давлением. Причем в предложенное командам соглашение экстренно внесли пункт о запрете выступлений в гонках, проводимых вне юрисдикции NASCAR, а также запрет на обвинения ассоциации в нарушении антимонопольных правил.
«Речь идет о незаконной монополизации гонок семьей Франс, которая обогащается за счет команд, спонсоров и прав на телетрансляции, – говорилось в исковом заявлении. – В отличие от других профессиональных лиг США, NASCAR в частном порядке управляется семьей Франс. В результате экономической эксплуатации даже наиболее ценные коллективы NASCAR не имеют возможности стабильно выступать, потому что не чувствуют уверенности в завтрашнем дне».
По данным истцов, из 19 команд, получивших чартеры в 2016-м, только восемь продолжают участие в чемпионате. Причем одна из ушедших команд вынуждена была это сделать уже на следующий после победы в NASCAR Cup Series (высший дивизион NASCAR) сезон.
Крайний срок оформления очередного чартерного соглашения истек в сентябре. Другие коллективы его приняли, но, по словам представителей 23XI Racing, сделали это под многочисленными угрозами боссов NASCAR. Первая попытка Джордана добиться своего в суде закончилась неудачей – окружной суд в Северной Каролине встал на сторону ответчика. Судья Фрэнк Уитни посчитал спекулятивными заявления истцов о том, что на фоне конфликта NASCAR исключит 23XI Racing и Front Row Motorsport из чемпионата. Уитни добавил, что команды также не предоставили убедительных доказательств потенциальных потерь в виде ухода гонщиков и спонсоров из-за действий NASCAR.
Адвокат истцов Джеффри Кесслер заявил о намерении перевести дело в Федеральный апелляционный суд, чтобы ускорить процесс. Клиенты Кесслера опасаются, что если отложить тяжбу на 2025 г., то это грозит «непоправимыми убытками и репутационными потерями». При этом открытым остается вопрос, готовы ли 23XI Racing и Front Row Motorsport соревноваться в NASCAR в качестве нечартерных команд (для них не гарантированы слоты на самых престижных гонках, их придется завоевывать в квалификационных заездах). По словам Кесслера, по этому поводу предстоят долгие переговоры с пилотами, техперсоналом и спонсорами, которые «легко могут завершиться полным крахом». Первая гонка NASCAR в 2025 г. запланирована на 2 февраля.
По сведениям британской консалтинговой компании GlobalData, в 2024 г. спонсорский портфель NASCAR оценивается в $362 млн (-16% к 2023 г.). Больше всех среди партнеров платит шинная компания Goodyear ($25 млн), на втором месте телекоммуникационная фирма Xfinity ($20 млн), замыкает тройку автомобильный гигант Chevrolet ($18 млн). Forbes отмечает, что переговоры по чартерным соглашениям в 2024 г. действительно шли трудно из-за стремления команд улучшить условия сделки, поскольку в 2025 г. вступает в силу новое семилетнее соглашение NASCAR по медиаправам на $7,7 млрд. Ожидается, что эти деньги не дадут NASCAR просесть в доходах, так как все больше болельщиков предпочитают смотреть гонки по телевизору, а не на трибунах.
Майкл Джордан заработал $90 млн за период выступлений на паркете. Также за карьеру на сотрудничестве с McDonald's, Gatorade, Hanes и Nike Джордан получил около $2,4 млрд (без учета налогообложения). Крупнейшим благодетелем Майкла остается Nike, компания успешно реализует именную линию одежды Air Jordan. Впервые кроссовки Air Jordan (отсылка к его полетам к кольцу в прыжке) были выпущены в 1985 г. и за первые 12 месяцев собрали более $100 млн. Джордан имеет 5% c каждой продажи. Ежегодно Майкл получает на сделке с Nike около $350 млн, он один из четырех спортсменов-миллиардеров наряду с баскетболистами Леброном Джеймсом, Мэджиком Джонсоном и гольфистом Тайгером Вудсом.