Иностранцам доверяют: почему в российском баскетболе мало местных тренеров

    В плей-офф Единой лиги ВТБ сезона 2023/24 вышел только один клуб под руководством россиянина
    ЦСКА начинал сезон под руководством македонца Райковича,
    но перед плей-офф сменил тренера, снова пригласив иностранца – грека Андреаса Пистиолиса (на фото)
    /Максим Константинов / ТАСС

    В плей-офф Единой лиги ВТБ сезона 2023/24 пробились только российские клубы – «Астана» и «Минск» выбыли. Зато иностранцев хватает на тренерских скамейках. В семи из восьми команд работают зарубежные специалисты. Даже в ЦСКА, где незадолго до начала плей-офф уволили македонца Эмила Райковича, на замену позвали грека Андреаса Пистиолиса. 

    Дефицит российских тренеров в Лиге ВТБ – давний тренд. Его не сломало даже то, что с 2022 г. участники турнира не играют ни в Евролиге, ни в турнирах ФИБА. Клубы по-прежнему ориентируются на зарубежные кадры и готовы тратиться в надежде, что именно они обеспечат результат.

    Проблемы доверия

    Евгений Пашутин, Василий Карасев и Сергей Базаревич, пожалуй, самые известные российские баскетбольные тренеры последних лет. В топ-клубах ни один из них сейчас не работает, а возглавляющий пермскую «Парму» Пашутин – единственный, чья команда пробилась в плей-офф сезона 2023/24. Впрочем, достижений у него хватает: в 2005 г. молодежная сборная выиграла с ним чемпионат Европы, позже он приводил к победе в Еврокубке «Локомотив-Кубань» и УНИКС, а в 2010 г. ЦСКА под его руководством стал чемпионом Лиги ВТБ. Пашутин остается единственным российским тренером, который завоевал этот трофей. 

    Карасев трудится в МБА, но в плей-офф его команда не попала. Он запускал тренерскую карьеру в уже не существующем люберецком «Триумфе», затем работал со сборной России, а в 2014–2018 гг. возглавлял «Зенит». Базаревич больше года без работы. Последнюю отметку в трудовой ему поставили в клубе «Самара», с 2016 по 2021 г. он возглавлял национальную команду, а прежде его приглашали в чемпионаты Италии и Турции. 

    Даже сборную России, которая с 2022 г. проводит только товарищеские матчи, тренирует иностранец. Серб Зоран Лукич одновременно работает с национальной командой и с «Пари НН». Его соотечественник Миленко Богичевич заправляет в «Автодоре». «Самара» в текущем сезоне выступала под руководством хорвата Дражена Анзуловича, «Руна» пригласила турка Эртугрула Эрдогана. Среди клубов – участников плей-офф тоже доминируют тренеры из юго-восточной Европы: Пистиолис – в ЦСКА, хорват Велимир Перасович – в УНИКСе, словенец Александер Секулич – в «Локомотиве-Кубани», а серб Йовица Арсич – в «Енисее». Впрочем, в Лиге ВТБ представлены и другие регионы Европы: «Зенит» тренирует испанец Хавьер Паскуаль, а «Уралмаш» – белорус Ростислав Вергун, сменивший по ходу сезона черногорца Милоша Павичевича.

    «На данный момент из российских тренеров могу выделить только Евгения Пашутина, – признается «Ведомости. Спорту» серебряный призер чемпионата мира и баскетбольный функционер Андрей Фетисов. – Но их должно быть больше. Неправильно, когда приглашают зарубежных тренеров не топ-уровня. Что касается денег, то зарплаты иностранцев зачастую выше. Сегодня любой более-менее опытный иностранец будет стоить дороже молодого россиянина». 

    Доходы тренеров клубов Единой лиги ВТБ держат в секрете, но некоторые цифры все же просачиваются. Например, в 2020 г. сообщалось, что «Зенит» обещал Паскуалю 40 000 евро в месяц. А в 2022 г. BasketNews писал, что в новом соглашении фигурирует сумма в 1,5 млн за сезон. Испанец стал самым высокооплачиваемым тренером вне Евролиги и НБА. Для сравнения: в 2021–2022 гг. тренер «Реала» Пабло Ласо получал, по разным оценкам, от 1 млн до 2 млн евро в год. 

    К слову, в Евролиге соотношение между местными и иностранными тренерами не такое, как в России. Зарубежные специалисты работают только в половине из 18 клубов-участников. Тот же расклад и в плей-офф текущего сезона: в «Реале», «Барселоне», «Маккаби» и «Олимпиакосе» трудятся местные, а в «Басконии», «Панатинаикосе», «Монако» и «Фенербахче» – черногорец, турок, серб и литовец соответственно.

    Началось с Ивковича

    Среди аргументов в защиту иностранных тренеров – их влияние на трансферную политику клубов. Считается, что под зарубежного специалиста проще пригласить сильных легионеров. Летом 2022 г. президент лиги Сергей Кущенко называл одной из важнейших задач – помочь клубам сохранить иностранных тренеров, чтобы удержать в чемпионате сильных игроков из Европы и США. 

    Во многом благодаря Кущенко практика приглашения тренеров-иностранцев и утвердилась в российском баскетболе. В 2002 г. он возглавил ЦСКА, который тогда тренировал не слишком опытный Валерий Тихоненко. Вскоре после прихода Кущенко его сменили на югослава Душана Ивковича. Балканец держал игроков в строгости, но обеспечивал результат: в дебютном сезоне команда вышла в финал четырех Евролиги (впервые с 1996 г.), а через год ЦСКА стал бронзовым призером турнира. Кроме того, в 2003 г. команда выиграла чемпионат России, с чего началась продолжительная эпоха доминирования в стране – клуб лишился национального титула только в 2022 г. Ивкович показал, что иностранные тренеры способны добиваться успеха, и пошатнул авторитет местных специалистов. Это совпало с ростом благосостояния команд и приходом спонсоров. Клубы постепенно стали внедрять иностранцев, а в 2006 г. американцу Дэвиду Блатту доверили даже сборную. Он тоже добился успеха: в первый и пока единственный раз команда выиграла золото чемпионата Европы.

    «Как только в лиге и стране появились деньги, сразу же приехали иностранцы, – рассказывает «Ведомости. Спорту» бывший тренер молодежной сборной России Евгений Кисурин. – Руководители клубов и лиги обещали: «Сейчас у вас все будет прекрасно». Но прошло уже 20 лет: многие иностранцы работали по 2–3 года – и каковы их результаты? Наша сборная не попала на Олимпиаду-2020, а прежде (в 2013 и 2015 гг. – «Ведомости. Спорт») два раза не смогла выйти из группы на чемпионате Европы. Теперь у нас нет великих игроков».

    Кисурин считает, что к россиянам и иностранцам в клубах относятся по-разному. По его словам, зарубежные специалисты получают больше времени на воплощение идей. Местного могут уволить после 1–2 поражений. Также сложившуюся ситуацию он объясняет большим количеством менеджеров не из баскетбола. «За исключением разве что президента «Пари НН» Сергея Панова все остальные пришли из других профессий, – продолжает Кисурин. – Они умные люди и ориентируются в баскетболе, но своего мнения не имеют, а ответственность у них большая. Им легче согласиться с довлеющим мнением, так скажем, баскетбольной элиты. И если один из менеджеров поддержит Пашутина, то он рискует головой. Когда приглашаешь иностранца, за которого выступают агенты, то в случае неудачи всегда можно сослаться на общественное мнение».

    Впрочем, два российских тренера на всю Лигу ВТБ – это еще не антирекорд. В разгар сезона 2019/20 г. их не было совсем – из «Автодора» ушел Пашутин, проработав в клубе меньше года. И даже такой срок уже много, если вспомнить, что его грозились уволить после первого поражения, через 10 дней после назначения. 

    10 лет в ассистентах 

    Пока потолок для большинства российских тренеров – два дивизиона Суперлиги. Перешагнуть оттуда в Единую лигу ВТБ сложно даже тем, кто добился значительных успехов во втором по статусу турнире. Год назад «Руну» в Суперлиге тренировал Олег Бартунов, но в межсезонье его сменил Эрдоган. А Павичевич успел поработать с «Уралмашем» еще до того, как команда подала заявку на повышение в классе. 

    «Суперлига была бы хорошим турниром, если бы там играли и тренировали только россияне, – рассуждает Кисурин. – Нам говорили, что Лига ВТБ – для топовых баскетболистов со всего мира и иностранных тренеров, а Суперлига станет школой, где будут играть и работать местные. И до чего мы дошли? В Суперлиге выступают легионеры, а тренируют некоторые команды иностранцы». 

    Кисурин считает, что перспективным специалистам из России сложно стать у приглашенных специалистов даже помощниками: иностранец видит в местном конкурента и в его прогрессе не заинтересован. Так что греки, сербы, турки и испанцы приезжают в Россию сразу со своим штабом. Конечно, есть и исключения: Паскуалю в «Зените» помогает бывший тренер петербургской молодежки Максим Учайкин, в ассистентах Пистиолиса в ЦСКА – Бартунов и Денис Горлевский, а у Перасовича в УНИКСе – Артур Бигеев. Но доля россиян среди помощников зачастую незначительная, а их шансы на повышение невелики. К примеру, Антон Юдин работал в структуре ЦСКА почти 10 лет, но так и не получил предложения ни от одного клуба Лиги ВТБ. Теперь он тренирует «Зенит-2» в Суперлиге. 

    «Чтобы воспитать сильного тренера, нужно время, а у наших не так много шансов, – добавляет Фетисов. – Нужно их давать, тем более что еврокубков у нас сейчас нет. Наши молодые тренеры раньше проходили практику в Европе, ездили по подготовительным лагерям в Испанию, Италию и Сербию. А в России у них возможностей получить работу нет. Конечно, руководителям клубов придется немного потерпеть и дать тренерам обкататься, чтобы те показали результат».

    Сложившаяся ситуация вряд ли мотивирует игроков осваивать тренерскую профессию после завершения карьеры. Баскетболисты видят, что перспектив в больших российских клубах у них почти нет.