Тренеры спортшкол стали преподавателями – как это повлияло на их зарплаты
Наставники детей получили больше социальных гарантий и бумажной работыВ октябре 2020 г. о необходимости вернуть тренерам статус педагога высказался президент России Владимир Путин, а в апреле 2021 г. были внесены соответствующие изменения в федеральные законы «О физической культуре и спорте в РФ» и «Об образовании в РФ». В них прописали, что тренер-преподаватель – это человек, который «имеет соответствующее среднее профессиональное образование (или высшее), организует учебно-тренировочный процесс и руководит состязательной деятельностью спортсменов для достижения результатов».
Добавили также пункт, согласно которому стаж работы в должности «обычного» тренера (а не тренера-преподавателя) засчитывается в педагогический. Новый статус подразумевает и регулярную профессиональную аттестацию – не раньше чем через два года после вступления закона в силу, но не позднее чем через пять лет.
Спортшколы теперь выделены в категорию «дополнительных образовательных организаций спортивной направленности», а планы спортподготовки стали дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта.
Резюмируя перемены, в декабре 2023 г. замминистра спорта Алексей Морозов на выставке-форуме «Россия» заявил, что «в дружную семью педагогов влились более 100 000 тренеров».
Физруки и профики
Тренер перестал быть преподавателем в 2016 г., когда спортшколы вывели из системы допобразования и включили в категорию учреждений спорта. Следовательно, под действие закона «Об образовании в РФ» они уже не подпадали.
«Самое удивительное, что до сих пор не ясно, кто именно принял такое решение, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» тренер школы олимпийского резерва по легкой атлетике Константин Набутов. – Ведь спортивный тренер – это в высшей степени преподаватель, который должен воспитать атлета как личность и быть с ним круглосуточно на связи. Но смысл нововведений был таким, что спортшколы должны обеспечивать результат на самом высоком уровне: победы на чемпионатах мира, Европы, Олимпиадах. А в обычных школах оставались работать преподаватели физкультуры ради общего оздоровления. Поэтому сообщество спортивных тренеров вынужденно разделилось на «физруков» и «профиков».
Набутов утверждает, что в 2016 г. около 80% его коллег остались недовольны изменениями. «Дело не только в потере привилегий, положенных педагогам, – продолжает он. – Просто родители, приводя ребенка в государственную спортшколу, уже на подсознательном уровне рассчитывали на результат в виде призовых мест на престижных соревнованиях. Но мы не могли ничего такого гарантировать. По факту мы тоже занимались оздоровлением детей, просто обладая большими возможностями в виде инвентаря и помещений для тренировок».
Руководитель одного из российских профсоюзов учителей – Вячеслав Гридасов в интервью «Ведомости. Спорту» отметил, что после смены статуса спортшкол в 2016 г. тренеры лишились возможности подтверждать категорию, которая влияла на размер заработной платы.
«Возникли организационные трудности: раньше процедура аттестации проходила, как у учителей – по критериям системы образования, – объясняет Гридасов. – После выхода из нее оказалось, что критерии аттестации не разработаны и нет даже регламентирующих их документов. Сколько заплатят, если прошел срок аттестации? Когда и как нужно ее проходить? Никто не мог ответить на эти вопросы. У многих тренеров закончились их квалификационные категории, которые раньше раз в пять лет подтверждались в системе образования, а аттестоваться снова не было возможности».
По словам Гридасова, в результате сложилась «максимально абсурдная ситуация».
«Запросы к спортшколам у населения выросли, а их сотрудники оказались незащищенными, – добавляет он. – Школьные учителя физкультуры в один момент стали иметь больше привилегий, хотя среди них было гораздо меньше топ-специалистов – мастеров спорта и кандидатов в мастера, не говоря уже о заслуженных тренерах России».
Скромные возможности
В результате длительного диалога профсоюзов и некоторых тренеров с Минспорта внимание к проблеме было привлечено на общероссийском уровне – и законодательство изменилось. Теперь тренер в спортшколе вновь пользуется теми же льготами, что и учитель: оплачиваемый отпуск 42 дня (вместо 28) и возможность досрочно выйти на пенсию, имея от 25 лет стажа. «Это важное обстоятельство, ведь стаж в спортшколе идет в зачет, – подчеркивает Гридасов. – Также у тренеров-педагогов стало больше гарантий сохранения рабочего места. Когда спортшколы находились в самостоятельном плавании, они должны были проходить ежегодное лицензирование, подтверждать право на ведение образовательной деятельности. Теперь же действуют бессрочные лицензии, заявки на них подавались в Рособрнадзор до 1 сентября 2023 г.».
Новый статус тренеров пока не привел к серьезному увеличению их заработной платы. «Будучи «специализированным» тренером по дзюдо в столичной спортшколе, я зарабатывал 47 800 руб., после перехода в преподаватели стало 49 600 руб., – рассказывает «Ведомости. Спорту» старший тренер по дзюдо одной из столичных спортшкол Сергей Рукавишников. – Мне дали надбавку за так называемую внеурочную работу: дополнительные тренировки и факультативы по здоровому образу жизни. За 11 лет работы у меня накопилось хорошее портфолио, ученики побеждали на всероссийских турнирах. Поэтому после аттестации на категорию рассчитываю, что еще прибавят. Нам говорили, что для «новоприбывших» она будет проходить в упрощенном порядке».
Рукавишников подчеркивает, что у его знакомых коллег похожая ситуация по зарплате, но все «очень рады возможности проводить больше времени с родными детьми в теплое время года» – теперь график отпусков соответствует «педагогическим» стандартам. «Также администрация учебных заведений обычно идет нам навстречу, не запрещает подрабатывать в частных спортивных секциях, – добавляет он. – А в Москве это еще до 10 000 – 15 000 руб. сверху. Такой приработок очень важен для молодых специалистов».
По словам Гридасова, нововведения и не подразумевали мгновенного уравнивания зарплат спортивных тренеров с учительскими: «Федеральный законопроект дополнительных денежных вливаний в сферу образования не предусматривал, поэтому улучшение условий труда тренеров в новом статусе легло на региональные бюджеты. А в основном их возможности довольно скромные».
Бумажный ад
Получение статуса педагогического работника для многих тренеров сопряжено не только с выгодами, но и с трудностями.
«Большинство спортивных школ, имеющих отделение в сельской местности, были лишены лицензии, – рассказывает «Ведомости. Спорту» на условиях анонимности тренер одной из спортшкол Саратовской области. – Требования к спортшколам довольно серьезные, и на селе не всегда есть возможность их выполнить по причине отсутствия средств. Поэтому ранее они были переименованы в физкультурно-спортивные центры, где тренеры стали инструкторами. Про инструкторов в законе ни слова, т. е. для нас ничего не изменится».
В Саратовской области благодаря участию депутата областной думы Артема Чеботарева, возглавляющего местную федерацию бокса, часть сельских тренеров трудоустроили в спортшколы с лицензией, но системного решения вопроса, по словам собеседника «Ведомости. Спорта», пока нет.
Еще одна проблема – рост документооборота. «Не хочу жаловаться, но иногда заполнение бумаг превращается в ад, – говорит Рукавишников. – Мы привыкли, что основным критерием успеха тренера служат показанные его воспитанниками результаты. Теперь же нужно подтверждать свою профпригодность, в том числе вписывая бесконечные цифры в табель. Это утомляет, но, наверное, такова плата за предоставленные льготы»