Как собственникам жилья в новых домах избежать платы за капитальный ремонт в «общий котел»

Они могут открыть спецсчет только для своего дома
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Москвы включает 27 749 домов площадью более 240 млн кв. м
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Москвы включает 27 749 домов площадью более 240 млн кв. м / Светлана Холявчук / Интерпресс / PhotoXPress

Собственники квартир накапливают деньги на капитальный ремонт дома либо на счете регионального оператора (регионального фонда капитального ремонта), либо на специальном счете. По статистике Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в стране преобладает первый способ – в 2017 г. в так называемом общем котле насчитывалось 87,9% многоквартирных домов, включенных в региональные программы капремонта. Домов, открывших спецсчета, – 11,1%. В 2015 г. их было 8,1%.

Московская статистика практически аналогичная: по информации Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы, 2872 столичных дома (11%) имеют спецсчета (данные на 1 февраля 2018 г.). С июля 2015 г. по январь 2018 г. из общего котла на спецсчета перешли 294 многоквартирных дома. А недавно глава Минстроя РФ Михаил Мень заявил, что число домов, выбравших спецсчета, подбирается к 20%.

По оценке Ирины Генцлер, руководителя жилищного сектора фонда «Институт экономики города», доля многоквартирных домов (МКД) со специальными счетами медленно, но все же увеличивается, а также меняется распределение спецсчетов по их владельцам: немного снижается доля принадлежащих региональным операторам, увеличиваются доли счетов, открытых ТСЖ (ЖСК) и управляющими организациями (по закону только эти четыре юрлица могут быть владельцами спецсчетов).

«На начальном этапе большинство домов по доброй или недоброй воле попали в общий котел. Но люди начали разбираться», – комментирует Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. По ее наблюдениям, за последнее время движение к спецсчетам стало более энергичным, особенно это касается жилищного фонда, который сейчас находится в нормальном состоянии: «Жителям таких домов общий котел крайне невыгоден, потому что неизвестно, что будет с ним через 20 лет, а ремонт им делать через 25 лет».

«Особенно кооперативы (ЖСК), созданные еще в советское время, сопротивлялись, когда их загоняли в общий котел (не путайте с мошенническими ЖСК, схемой, по которой кооперативы создают из дольщиков), – вспоминает Хованская. – Ведь кооперативы всегда имели возможность создавать свои фонды (это предусмотрено жилищным законодательством), они накапливали деньги, но не на период 10–15 лет, а по мере поступления проблем. Если им не хватало средств на капремонт элементов общего имущества, они принимали решение на общем собрании дособрать деньги и отремонтировать, например, текущие трубы в подвале». По мнению Хованской, в идеале должна быть реализована схема, которая хорошо работала в ЖСК.

Перейти на такую схему было бы неплохо и для домов, которые, возможно, и не нуждаются пока в комплексном капитальном ремонте, но им уже надо начинать срочные работы, потому что износ дает себя знать. Вот пример относительно нестарого 20-летнего дома, жители которого собираются переходить на спецсчет, о чем они и рассказали корреспонденту «Ведомостей». Это не типичное московское жилье, в котором люди живут поколениями: жители данного дома покупали квартиры и к своей собственности относились сразу ответственно.

Малоэтажный дом на восемь квартир в составе организованного загородного поселка в Пушкинском районе Подмосковья включен в подмосковную региональную программу капремонта, но точные сроки пока не определены. С мая 2014 г., когда жители Московской области включились в программу, дом платил региональному оператору. За три с половиной года накопилось около 150 000 руб. Сейчас назрела необходимо привести в порядок фасад. Поскольку дом маленький, по первым прикидкам жителей может хватить примерно 200 000 руб. Логично заняться открытием спецсчета и переводом средств. Кстати, еще лет 10–12 назад жильцам приходилось заниматься крупными ремонтными работами: за собственный счет они меняли крышу, устанавливали водосточные трубы. На это потребовалось с каждой квартиры по $2000 (тогда удобнее было считать в валюте). Не все могли выложить эти деньги в срок, разгорались классические соседские конфликты.

И собирать деньги в авральном режиме, и ждать, ничего не предпринимая, пока до дома дойдет очередь по региональной программе, одинаково плохо – или жители разорятся, или дом развалится. Но можно открыть спецсчет, перевести накопленные у регионального оператора деньги и начинать что-то делать.

Выбраться из общего котла

Хованская уверена, что преимуществ у схемы со спецсчетом по сравнению с общим котлом больше: «Собственники принимают решение сами, осуществляют контроль по всему циклу, начиная от поиска подрядчика, составляют смету, выбирают материалы для работы, могут применить новые технологии, и пусть это будет дороже, но зато жизненный цикл дома будет дольше». То есть главный плюс – это полная самостоятельность.

У управляющей организации есть не только право, но и обязанность делать предложения собственникам о проведении капремонта, уточняет Генцлер: «Она может предложить себя как заказчика услуг и работ, действующего на основании решения общего собрания. Управляющая организация не обязательно должна быть владельцем специального счета».

По выбору подрядчика для ремонта многоквартирного дома со специальным счетом никаких требований нет, объясняет Генцлер. Собственники на общем собрании могут сами определить такой порядок – например, поручить все управляющей организации или создать конкурсную комиссию. И определить собственные критерии выбора – цена/качество/опыт/гарантии.

Компания-подрядчик, которую выбирают собственники, должна иметь допуск к работе, входить в саморегулируемую организацию, т. е. подтвердить свою квалификацию, дать гарантии. «Как правило, капремонтом занимаются мелкие и средние строительные организации, для них это хороший фундамент, чтобы не рухнуть в кризис на «чистой стройке», – считает Хованская.

В московском Фонде капремонта обращают внимание на то, что при желании собственники-москвичи могут воспользоваться информацией, представленной в реестре квалифицированных подрядных организаций, размещенном на официальном сайте мэра Москвы. Они прошли предварительный отбор и допущены к участию в работах по региональной программе капитального ремонта Департаментом капитального ремонта Москвы.

Эксперты фонда также добавляют, что собственники могут контролировать суммы, поступившие на спецсчет, операции по счету, банк начисляет проценты на остаток денежных средств на счете. Деньги, накопленные на спецсчете, нельзя включать в конкурсную массу при банкротстве владельца счета. Собственники могут также открыть специальный депозит, чтобы увеличить фонд капитального ремонта дома.

«Средствами на специальном счете могут распоряжаться только собственники, в данном случае владелец специального счета значения не имеет. Все решения принимаются на общем собрании собственников жилья», – комментируют в Фонде капремонта Москвы.

Сроки и собрания

Процедура открытия спецсчета и перевода средств на него регламентирована жилищным законодательством и, можно сказать, обкатана. Деньги, которые уже накоплены в общем котле, собственникам, принявшим решение перейти на спецсчет, обязаны вернуть. Тем не менее процесс перехода непростой. Хованская считает, что большая проблема – срок вступления в силу принятого на общем собрании собственников решения. Он был сокращен с двух лет до одного года, и это удалось сделать после того, как Конституционный суд в апреле 2016 г. признал право граждан «на выход из общего котла». «Собственники могут начать накапливать средства на специальном счете и, соответственно, получить уже накопленные на счете регионального оператора средства после его истечения, – комментирует Хованская. – Это означает, что израсходовать накопленные средства собственники смогут только через год, но только в том случае, если данных средств будет достаточно для финансирования определенного вида работ. К сожалению, на федеральном уровне мы больше этот срок сокращать не можем, учитывая различное социально-экономическое положение регионов. Однако сам регион может это сделать своим законом».

В Подмосковье, например, этот срок – четыре месяца. Москва сделала большой шаг навстречу собственникам, сократив с года, предусмотренного Жилищным кодексом РФ, до трех месяцев срок перехода из котла на специальный счет, подчеркивают в Фонде капремонта Москвы.

В то же время эксперты фонда отмечают, что процедура организации собраний и оформления протоколов остается трудоемкой, хотя с 2016 г. законодательно были снижены требования к количеству голосов для решения о переходе на спецсчет: теперь достаточно набрать более 50%, а раньше было 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в доме.

С этим согласен Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы, председатель правления ТСЖ «Аркада хаус» (на улице Островитянова в Москве). ТСЖ практически сразу выбрало спецсчет, но это решение далось дому с трудом, с организацией общего собрания возились четыре месяца. Теперь, чтобы определиться, как именно потратить средства, нужно набрать опять-таки 2/3 голосов собственников – по конкретным решениям Жилищный кодекс требует именно такого расклада при голосовании. Крохин считает данное условие серьезным препятствием, потому что в большом городском доме провести собрание и о чем-то договориться, соблюдая все регламенты, крайне тяжело – кто-то в отъезде, многие сдают квартиры. Гораздо легче собрать жителей и что-то полезное решить в небольших домах.

Деньги в банке и другие риски

Генцлер указывает на сложности, связанные с изменением требований к банкам, в которых может быть открыт специальный счет: «Если раньше это было только требование к собственным средствам (капиталу) банка – не менее чем 20 млрд руб., то сейчас эти требования будет устанавливать правительство РФ». Эксперт ожидает, что перечень таких банков сократится до 5–6, что означает уменьшение физической возможности выбирать, сокращение конкуренции, а это может привести к увеличению стоимости банковских услуг по открытию, ведению специального счета, совершению операций.

Из истории вопроса

Собственники недвижимости в многоквартирных домах начали вносить плату за капремонт в 2014 г. Сам закон о капитальном ремонте (ФЗ № 271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ...») был принят в 2012-м. Взнос за капремонт в Советском Союзе существовал вплоть до 1990 г., так что «период неплатежей» по не зависящим от граждан причинам растянулся на четверть века. Размер взноса отличается в разных регионах, например в Москве это 17 руб. за 1 кв. м, в Московской области – 9 руб. 7 коп.
Принятие закона о капитальном ремонте сопровождалось ожесточенными дискуссиями в обществе и в Госдуме. Изначально проект закона предполагал только один способ накопления денег – на счете регионального фонда капремонта (регионального оператора). Этот метод мгновенно окрестили «общим котлом», поскольку суть его в том, что деньги, собираемые жильцами, уходят в этот котел, а затем расходуются в соответствии с региональными программами, рассчитанными на 30 лет – до 2044 г. Конкретному дому приходится ждать, когда наступит его очередь, а это может быть и 15, и 25 лет, и больше.
После горячих споров в проекте закона появилось понятие «специального счета» дома, который могут открыть собственники помещений в доме (квартир, комнат и нежилых площадей). Средства, накопленные на этом счете, должны направляться на ремонтные нужды своего родного жилища по усмотрению жителей. Владельцами спецсчетов закон определил ТСЖ и ЖСК, а если в доме нет ни товарищества, ни кооператива, то управляющую организацию или регионального оператора, но они сами средствами распоряжаться не могут – это прерогатива собственников.
Дома, где жители были активны и юридически подкованы, сразу заводили себе специальные счета, как только закон о капремонте начал работать. В общий котел (к региональному оператору) попадали, как правило, те дома, где жители не приняли никакого решения, как же им собирать взносы. Теперь многие хотели бы из котла выбраться. Для них законом определен порядок и срок перехода на специальный счет. Дому необходимо общим собранием собственников принять соответствующее решение, и через год (а в некоторых регионах и быстрее) можно будет открыть специальный счет. На него будут возвращены деньги из фонда капитального ремонта, которые уже успели накопиться. Изначально по закону о капремонте переходить на спецсчет можно было через два года. В апреле 2016 г. Конституционный суд постановил, что загонять людей в общий котел недопустимо, и срок перехода был сокращен с двух лет до одного года.

Есть и другая неприятная проблема, связанная с сохранностью средств в банках. «Открывает счет не физическое лицо, а юридическое, поэтому нет никакой гарантии, что эти деньги сохранятся. В случае банкротства банка физическому лицу гарантированно вернут 1,4 млн руб. Для юридических лиц такой процедуры не предусмотрено. Поэтому мы сейчас эту тему пытаемся проработать, возможно, введем эскроу-счета, если будет возможность их пополнения», – говорит Хованская. Эксперт напоминает, как в 1998 г. во время дефолта ЖСК потеряли деньги, которые копились на капремонт, в банках, которые рекомендовала власть. В некоторых случаях удалось помочь, а в некоторых – нет.

Кроме того, на спецсчете может оказаться недостаточно средств для проведения работ. Значит, собственникам придется сбрасываться, чтобы заплатить подрядчику.

Есть еще один риск. Собственники могут приостановить уплату взносов, но только после того, как на спецсчете сформируется минимальный размер фонда капитального ремонта, его устанавливает регион, и он не должен превышать 50% от стоимости этого ремонта. Так вот, если на спецсчете не сформирован минимальный фонд, а взносы не уплачиваются, т. е. образовались долги, есть также риск снова угодить в общий котел. Хованской эта норма категорически не нравится: «Получается, что люди копят, копят, а потом у них возникают какие-то обстоятельства временного характера и накопленные средства списываются в фонд».

В то же время собственникам, которые прошли через все тернии и открыли спецсчет, довольно аккуратно возвращаются деньги, накопленные у региональных операторов, каких-то явных проблем здесь эксперты не отмечают. «По всем 294 домам, изменившим способ накопления, средства перечислены на специальные счета в полном объеме и в установленные законом сроки», – отмечают в Фонде капитального ремонта Москвы. Генцлер допускает, что задержки с деньгами по стране могут быть, но это отдельные случаи, связанные с тем, что у регионального оператора недостаточно средств для того, чтобы заплатить за уже выполненные работы. В целом сверху не чинят препятствий жителям, желающим самостоятельно решать проблемы, связанные с капремонтом. «Власти поняли, что капитальный ремонт – это головная боль, пусть лучше этим собственники занимаются», – комментирует Хованская.

Эксперты московского Фонда капитального ремонта отмечают, что специальный счет больше подходит домам с активными собственниками, сроки капитального ремонта которого подойдут не скоро, – есть время накопить средства. А вот собственники более старого жилого фонда обычно выбирают регионального оператора. Хованская уверена, что будущее – за спецсчетами. Многое, если не все, зависит от самих людей. Пока в вопросах ЖКХ большинство россиян еще пассивны и во многом надеются на государство.