Современные тренды трансформации порядка исчисления налогов

В настоящее время в РФ расширяется практика передачи функции исчисления сумм налоговых платежей от налогоплательщиков к налоговым органам. С чем связано данное явление? 

Порядок исчисления налогов относится к обязательным элементам налогообложения (наряду с объектом налогообложения, налоговой базой,  налоговым периодом, налоговой ставкой, порядком и сроками уплаты в соответствии со статьей 17 НК РФ).  Значение данного элемента налогообложения в том, что он определяет, кто именно обязан исчислить сумму налога, и на ком лежит ответственность за правильность исчисления налогового платежа. Согласно статьей 52 НК РФ есть три варианта порядка исчисления налога. Первый вариант (или способ исчисления налога) состоит в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п.1 статьи 52 НК РФ). Этот порядок получил название «исчисление налога по декларации» или «декларационный способ уплаты налога». Налогоплательщик полностью несет ответственность за правильность исчисления налога. При втором варианте обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налогового агента (п. 2 статьи 52 НК РФ). Налоговый агент несет полную ответственность за правильность исчисления налога. Такой порядок получил название «исчисление налога налоговым агентом». В соответствии с п.1 статьи 24 НК РФ «налоговыми агентами  признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по  исчислению, удержанию у налогоплательщика  и  перечислению налогов в бюджетную систему РФ». Например, на налоговых агентов возложена обязанность по исчислению НДФЛ при выплате физическим лицам заработной платы, премий и ряда других видов доходов. При выплате дивидендов юридическим лицам налог на прибыль организаций исчисляет также налоговый агент. Третий вариант заключается в том, что обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган (п.2 статьи 52 НК РФ). Этот вариант получил название «административный порядок исчисления налога».

Мельникова Н.П., профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, отмечает, что передача обязанности исчисления суммы налога на налоговых агентов и налоговые органы объясняется необходимостью сокращения издержек на проведение налогового контроля. Камеральная налоговая проверка проводится в отношении  налоговых агентов, а не самих налогоплательщиков. Однако численность налоговых агентов намного меньше численности налогоплательщиков. При административном порядке исчисления налогов и вовсе отпадает  необходимость проведения налогового контроля, как в форме камеральной, так и выездной налоговой проверки.

До двадцатых  годов 21 века административный порядок исчисления налога в РФ применялся только по отношению к физическим лицам в части  транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога.

В 2021 году налоговые органы начали исчислять суммы транспортного и земельного налогов применительно к организациям, а с 2022 года также и налога на имущество организаций. Расширение сферы применения административного порядка исчисления налога не только сокращает издержки налогового администрирования, но и уменьшает затраты самих налогоплательщиков (трудовые и временные ресурсы) по исчислению налоговых платежей.

Косенкова Ю.Ю., доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, обращает внимание на расширение  практики автоматического исчисления налоговыми органами налоговых платежей при внедрении  новых специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства. В январе 2019 года начался эксперимент по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД или налог на самозанятых). Одним из преимуществ НПД стало то, что сумма налогового платежа рассчитывается автоматически налоговым органом. Физическим лицам не надо тратить время на исчисление налога, заполнение отчетности, не надо владеть специальными знаниями в области налогового законодательства, не надо переживать за возможность совершения ошибок при расчете налога. С июля 2022 г. применяется специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН). В рамках данного режима налогообложения налоговая служба также взяла на себя функцию исчисления  суммы налогового платежа. Это дает возможность налогоплательщикам снизить свои административные издержки по исчислению и уплате налогов, а также сократить свои налоговые риски.

В 2024 году россияне впервые заплатили НДФЛ по доходам, полученным в 2023 г. в виде процентов по банковским вкладам, на основе сводных налоговых уведомлений. Осенью 2025 г. физические лица также получили  уведомления от ФНС о необходимости до 1 декабря 2025 г. заплатить НДФЛ по доходам, полученным в 2024 г. в виде процентов по банковским вкладам. В данном случае налог также рассчитывается налоговым органом на основании сведений, которые предоставляют банки. Мельникова Н.П. напоминает вкладчикам о том, что с 1 января 2025 года, если при расчете НДФЛ учтена не вся сумма, не облагаемая НДФЛ (210 тыс. руб.), остаток можно учесть при расчете НДФЛ с процентов в последующие годы. Новые правила налогообложения процентов вводятся для доходов по вкладам со сроком действия более 15 месяцев, по которым выплата процентов производится в конце срока действия вклада. Онираспространяются на доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2023 года. Косенкова Ю.Ю. привела следующий наглядный пример: в 2023 году получены проценты по вкладу (срок 2 года) в сумме 100 тыс. руб. — это меньше необлагаемого размера базы (150 000 руб.) на 50 тыс. руб. (150 000 — 100 000). В этом случае в 2024 году на 50 тыс. руб. можно уменьшить доходы от такого вклада.

 Передача функции исчисления налогов от организаций-налогоплательщиков к налоговым органам стала возможна в результате развития информационной сферы и цифровизации. Сегодня налоговые органы имеют прямой доступ к большому числу информационных ресурсов, что позволяет проводить масштабный и качественный налоговый контроль.

Другие пресс-релизы