С 2026 года в силу вступают изменения законодательства, затрагивающие деятельность организаций, являющих получателями средств из бюджетов.
В настоящее время, казначейский мониторинг реализуется при проведении Федеральным казначейством операций при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.
Таким образом, казначейскому мониторингу подлежат операции участников казначейского сопровождения — физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих средства, предусмотренные законами или решениями о бюджете, в рамках государственных контрактов, соглашений о выделении субсидий либо бюджетных инвестиций. Однако в 2026 -2028 гг. действие казначейского мониторинга распространится на всех получателей средств из бюджетов, как федерального, регионального, так и муниципального уровней.
Нововведения в сфере казначейского мониторинга будут вводится поэтапно, с сентября 2026 г. охватывая получателей средств федерального уровня, с июля 2027 г. – получателей средств из бюджетов субъектов, а с 1 июля 2028 г. – получателей средств бюджетов муниципального уровней.
На данный момент, под казначейским мониторингом подразумевается проведение проверок при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей и применении мер реагирования в отношении участников казначейского сопровождения. В рамках проведения казначейского мониторинга Федеральным казначейством могут быть применены следующие меры реагирования: отказ в открытии лицевого счета, запрет на осуществление операций на лицевом счете, отказ в осуществлении операции на лицевом счете и приостановление операций на лицевом счете.
Казначейский мониторинг, выступая эффективным инструментом контроля, обеспечивает успешное внедрение в практику Федерального казначейства принципов «знай своего клиента» и «знай операции клиента», применяемых в банковском секторе, и уже продемонстрировал высокую результативность. Так, в 2024 году было проведено 621249 проверок, по результатам которых было применено 37785 мер реагирования, и, соответственно, обеспечено соблюдение норм и правил использования целевых средств.
Применение указанных мер реагирования связано с наличием информации об участнике казначейского сопровождения в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, нахождением юридического лица под контролем юридического или физического лица, включенного в вышеуказанных перечень, регистрации юридического лица на территории государства, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.
Так, как отмечает к.э.н., доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ Инна Ванькович, после вступления в силе нововведений, все операции по счетам получателей средств из бюджета будут подвергаться дополнительной предварительной проверке, с одной стороны, обеспечивающей правомерное использование целевых средств организациями, но, также и увеличивающее административное бремя на бизнес.
Применение казначейского мониторинга потребует от получателей средств из бюджетов пересмотра внутренних административных процедур, а также соблюдения требований, установленных для участников системы казначейских платежей, что отягощающих документооборот организации.
В то же время, расширение сферы применения казначейского мониторинга позволит обеспечить эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, минимизировать риски их нецелевого расходования, а также внести вклад в создание прозрачной среды для взаимодействия бизнеса и государства.