В канун Дня снабженца компания «ЛокоТех» подвела итоги работы в сфере управления запасами и транспортно-логистической деятельности. Ключевым достижением 2025 года стало повышение оборачиваемости товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и переход к адресному хранению, что позволило вдвое сократить время нахождения локомотивов в ремонте в ожидании комплектующих.
Значительное сокращение объема незадействованных ТМЦ на складах достигнуто за счет пересмотра системы планирования закупок и перераспределения запасов между сервисными локомотивными депо. За год сокращение складских запасов составило 14 %. С учетом того, что на складах единовременно находятся 25 тыс. номенклатур ТМЦ, это позволило не только сэкономить значительные средства, но и более полно обеспечивать потребности депо в необходимых комплектующих, задействовав неиспользуемые остатки. Планирование закупок ТМЦ теперь производится строго по ресурсным спецификациям – утвержденным технологиям производственных процессов, в которых учтена потребность в материалах. Остатки ранее закупленных ТМЦ перенаправляются на предприятия, где они нужны в конкретный период времени.
«Мы сумели существенно сократить объемы хранимых ресурсов, обеспечив наличие необходимых материалов для сервисного обслуживания локомотивов своевременно и качественно. Нам удалось сократить средний срок оборачиваемости ТМЦ – с 170 до 123 дней, сейчас наша цель — его дальнейшее снижение, – отметил директор департамента планирования потребности, обеспечения ТМЦ и развития методологии «ЛокоТеха» Иван Царенко.
Компания внедряет современные технологии работы со складами, среди которых особую важность представляет система адресного хранения и использование мобильных терминалов сбора данных (ТСД), которые поставлены на каждый склад и в депо. Теперь каждая позиция имеет точный «адрес», который записан в системе по штрих-коду упаковки и позволяет сотрудникам точно определять местонахождение каждого элемента ТМЦ на складе. В настоящее время промаркировано 75% ТМЦ, в 2025 году объемы адресного хранения выросли с менее чем 4% до 94%. Это ускоряет подбор деталей и материалов для сервисного обслуживания локомотивов, снижает возможность ошибки и упрощает инвентаризацию.
Дальнейшее развитие системы адресного хранения – интеграция в систему 1С. Место хранения каждой номенклатуры ТМЦ, включая стеллаж, будет высвечиваться на мобильном терминале в виде графической схемы склада и подсвечиваться точками. Забрав необходимую деталь, работник склада будет считывать штрих-код, после чего система автоматически сформирует акт выдачи с информацией, на какой локомотив списалась деталь.
Отдельно внимание уделялось вопросам планирования ремонтных работ и оптимизации транспортировки, усовершенствованы процессы логистики. Все это позволило более точно соблюдать сроки ремонта и повысить его надежность. За 10 месяцев 2025 года время нахождения локомотива в ремонте в ожидании комплектующих снижено в два раза – со 159 до 81 тысяч часов.
Достижения стали возможны не только за счет оптимизации бизнес-процессов, но и благодаря пересмотру оргструктуры: системы снабжения «ЛокоТеха» и «ЛокоТех-Сервиса» доукомплектованы необходимым количеством сотрудников, был образован департамент логистики, в штат компании переведены сотрудники складов, которые ранее находились в ведении подрядчика. За два года, в течение которых шло реформирование системы снабжения, штатная численность компаний увеличилась на 665 человек, сейчас в системе снабжения трудятся 947 человек.
«Наш самый важный ресурс – это люди. Снабжение – важная бизнес-функция компании, вторая по значимости после производственной. Новый штат позволил ускорить процесс принятия решений, оперативно реагировать на изменения рыночных условий и эффективно управлять потоками ТМЦ внутри компании. Поздравляю всех снабженцев с профессиональным праздником, выражаю благодарность каждому из них, а также руководству и всем сотрудникам компании, с помощью которых мы смогли добиться значимых результатов», – подчеркнул И.Царенко.