В современном мире, переполненном информацией и постоянно требующем нашего внимания, казалось бы, медиа должны бороться за каждый байт нашего сознания. Однако на фоне этого информационного шторма набирает обороты неожиданный тренд: рост популярности ASMR-контента и так называемых «фоновых» подкастов. Эти аудиоформаты слушаются не для активного поглощения информации или глубокого анализа, а как своеобразный «аудиозанавес», который предлагает пассивное присутствие и служит фоном для других занятий – работы, учебы, отдыха или даже сна. Это не просто новый вид контента, это фундаментальный сдвиг в самой природе потребления медиа, который влияет на наши когнитивные способности и отношение к информации, утверждает доцент кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Николай Яременко.
Традиционно медиа стремились захватить наше полное внимание: новости требовали сосредоточенности, фильмы – полного погружения, музыка – эмоционального отклика. ASMR (Autonomous Sensory Meridian Response) – феномен, вызывающий приятные мурашки и расслабление от определенных звуковых и визуальных стимулов (шепот, шорох, постукивание) – полностью меняет этот подход. Его цель не информировать или развлекать в привычном смысле, а создать состояние покоя, помочь уснуть или сосредоточиться на чем-то другом.
Аналогичная ситуация происходит с целым сегментом подкастов. Многие слушатели включают их не для того, чтобы уловить каждое слово или запомнить факты. Подкаст становится своего рода «белым шумом», структурированным фоном, который заполняет тишину, создает иллюзию присутствия собеседника или просто помогает отвлечься от внутреннего монолога. Это не соревнование за «активное» внимание, а скорее предложение «пассивного» присутствия, где контент – это атмосфера, а не содержание.
Неочевидный нюанс этого тренда заключается в его функции как защитного механизма. В условиях постоянного информационного шума, многозадачности и стресса, ASMR и фоновые подкасты выступают в роли «аудиозанавеса». Они помогают «отгородиться» от внешних раздражителей, уменьшить тревожность, создать контролируемую среду для работы или отдыха. Это своего рода цифровой эскапизм, где вместо бегства от реальности предлагается ее смягчение, упаковка в приятную, нетребовательную аудиооболочку.
Для многих людей такие медиа стали инструментом саморегуляции, способом справиться с беспокойством или синдромом дефицита внимания в эпоху, когда каждый гаджет борется за долю секунды их внимания. Тихий шепот, монотонный рассказ, равномерные звуки – всё это успокаивает нервную систему, позволяя сконцентрироваться на других задачах или, наоборот, полностью расслабиться.
Вопрос о влиянии «фонового» потребления на наши когнитивные способности остается открытым. С одной стороны, некоторые исследования показывают, что умеренный фоновый шум может улучшать креативность и концентрацию на монотонных задачах. С другой – постоянное присутствие аудио-контента, даже пассивного, может снижать способность к глубокому чтению, аналитическому мышлению и формировать привычку к поверхностному восприятию информации.
Это также меняет саму природу информационного потока. Создатели контента вынуждены адаптироваться к тому, что их продукт не будет прослушиваться с полным вниманием. Это приводит к созданию более «потокового» контента, где нет резких перепадов, сложных сюжетных линий, требующих немедленной реакции. Акцент смещается на приятный тембр голоса, атмосферу, легкость восприятия, а не на плотность фактов или аргументов.
Может ли «фоновое» потребление информации формировать новые паттерны поведения и мышления? Вероятно, да. Мы учимся воспринимать медиа как неотъемлемую, но не всегда доминирующую часть нашей жизни. Это развивает навыки «фильтрации» информации, способность вычленять главное, даже когда оно не является центром внимания.
Для создателей контента это означает новые вызовы. Как привлечь аудиторию, если ее внимание рассеяно? Как обеспечить ценность продукта, если он служит лишь фоном? Это требует более тонкого подхода к звуковому дизайну, к ритму повествования, к выбору голоса и темпа речи. Успешными становятся те, кто может создать не просто интересный рассказ, а цельную, обволакивающую аудио-атмосферу.
Эффект «Шепотника» – это не просто нишевый тренд, а индикатор более глубоких изменений в нашем взаимодействии с медиа. В эпоху цифровой перегрузки люди ищут способы управлять своим вниманием и эмоциональным состоянием, и «фоновые» медиа предлагают один из таких путей. Это свидетельствует о переходе от агрессивной борьбы за внимание к предложению комфортного, поддерживающего присутствия. И хотя влияние этого явления на наше мышление еще предстоит изучить, уже сейчас очевидно, что медиаиндустрии придется пересмотреть свои подходы, чтобы соответствовать запросам аудитории, которая хочет не только потреблять информацию, но и управлять ею, используя ее как инструмент для внутренней гармонии.