Основным нормативно-правовым актом, регулирующим единую систему тарифных преференций Евразийского экономического союза, в рамках которой развивающимся и наименее развитым странам предоставляются тарифные преференции в соответствии с правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, является Решение Совета Евразийской комиссии № 60 от 14 июня 2018 года. Тарифно-преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, представляется в целях содействия их экономическому развитию. Перечень стран-пользователей единых систем тарифных преференций утвержден решением Комиссии Таможенного Союза № 130 27 ноября 2009 года. Перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, преференциальный режим определены решением Совета Комиссии №8 от 13 января 2017 года. В отношении развивающихся стран пользователей единых систем тарифных преференций применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовой ставки таможенного тарифа. В отношении наименее развитых стран установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. Основными условиями предоставления тарифных преференций являются основания, при которых:
- товар должен быть включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран;
- происхождение товаров подтверждено в соответствии с разделом 4 настоящих правил подтверждения происхождения товаров. Согласно данному разделу определено два документа, на основании которых подтверждается происхождение товаров, это сертификат и декларация происхождения товаров. При стоимостном пороге до 5000 евро предоставляется декларация происхождения, свыше 5000 евро - сертификат о происхождении товаров;
- соблюдение требований, предусмотренных пунктами 69 и 70 правил Решения Совета Евразийской комиссии № 60, поставка должна осуществляться на прямую. Условия прямой поставки могут быть подтверждены любыми коммерческими документами, которые имеются в распоряжении участника ВЭД.
- соблюдение пользователям требований административного сотрудничества. Административное сотрудничество определяется разделами: 5, 48, 49, 50, 51 преференциальных правил.
Таким образом таможенные органы осуществляют таможенный контроль на основании предоставления информации и пакета документов от стран-пользователей тарифными преференциями в Евразийскую комиссию Таможенного Союза.
Административное сотрудничество точно регламентирует требования к предоставляемой документации в части оформления их участниками ВЭД. В случае несоблюдения требований к правильному оформлению документов, тарифные преференции не предоставляются. Единая система преференций Таможенного Союза изображена на рисунке 1.

Как отмечает Хоружий Валерий Иванович, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в целях обеспечения продовольственной безопасности, а также регулирования вопросов относительно случаев отсутствия возможности участников ВЭД в своевременном предоставлении в таможенный орган оригиналов сертификатов в отношении товаров произведенных в странах входящих в перечень тарифных преференций, принимаются меры, направленные на упрощение процедуры подтверждения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Для этих целей решением Совета Евразийской комиссии от 14 мая 2024 года были внесены изменения в правила определение происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, которые одобрили переход на применение копий сертификатов.
Данная мера позволила в значительной степени упростить преференциальную свободную торговлю.
Преференциальная торговля не ограничивается нормами Решения Совета Евразийской комиссии № 60. В последние годы, широко применяется институт международных соглашений о зоне свободной торговли, структура преференциального торгового соглашения представлена на рисунке 2.

В условиях международных санкций со стороны недружественных стран в практике международной преференциальной торговле, заключаются соглашения о свободной торговле с такими странами, как: Вьетнам; Сербия; Иран и странами СНГ. Для этих государств-партнёров применяются соответствующие формы сертификатов (СНГ - СТ-1, сертификат с Сербии -СТ-2, с Вьетнамом - ЕАВ, Иран - СТ-3).
Что касается электронной системы верификации.
Протокол о применении электронной системы верификации направлен на упрощение процедуры предоставления преференциального режима. Последствием внедрения электронной системы верификации сертификатов происхождения товара является разработка электронного сертификата формы А. Данный электронный инструмент позволяет участникам внешнеэкономической деятельности отказаться от представления оригиналов сертификатов, достаточно в декларации указать реквизиты сертификата. Таможенные органы активно внедряют электронную форму документооборота в части преференциальных режимов свободной торговли.
В настоящее время соглашения о применении электронной системы верификации заключены с Азербайджаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Египтом, Пакистаном, Мьянмой, Кубой, Сирией и Венесуэлой. Фактически реализованы протоколы об электронной системе верификации с Египтом, Пакистаном и Мьянмой.