В настоящее время активно идет процесс интеграции России в мировую экономику путем трансформации экономических отношений с дружественными странами с выделением новых направлений взаимодействия. При этом необходимо учитывать, что гармоничное развитие международных налоговых отношений в новых условиях возможно не только с учетом особенностей налогообложения в каждом государстве, но и с разумным сближением систем налогообложения. По мнению Смирновой Елены Евгеньевны, к.э.н., доцента, советника налоговой службы II ранга, доцента кафедры налогов и налогового администрирования, ведущего научного сотрудника Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проблемы связаны с тем, что следует более активно использовать опыт в установлении налоговых режимов и мер налогового стимулирования экономики, позволяющих не только обеспечить необходимый уровень бюджетных доходов, но и оказывать стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов, оптимизируя их налоговые платежи.
Субъектами международных налоговых отношений выступают физические и юридические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и получающие доходы из источников на территории других государств, а также государства и интеграционные экономические образования по отношению к плательщикам налогов и друг другу при разграничении сфер налогообложения и выработке, согласованной международной налоговой политики.
Некоторые страны применяют основы территориальности и облагают налогами доходы, полученные на их территории, и одновременно освобождают от налогов доходы своих резидентов, полученные за границей – это касается доходов от трудовой деятельности и от капитала. Другие страны исходят из принципа места проживания и облагают налогом всю прибыль (полученную в своей стране и за границей). Третья группа стран придерживается обложения налогами и доходов нерезидентов, которые получены за границей. При определении сферы своих налоговых требований некоторые страны исходят из принципа резидентства.
В целом принципы построения налоговых систем в России во многом схожи как со странами, входящими в СНГ, так и с крупными азиатскими странами (Индией, Китаем), где основными налогами являются аналогичные российским НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ.
При сближении налоговых систем следует проанализировать возможность возникновения двойного налогообложения, а также определить пути его избежания (например, определение места реализации или зачет налога, который необходимо уплатить в другом государстве). Наиболее действенный инструмент – договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, которые позволяют снизить налоговые расходы налогоплательщиков, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
В то же время ближневосточные страны, с которыми активно расширяется взаимодействие, отличаются особыми правилами налогообложения, низкими ставками налогов на прибыль и НДС, особенностями освобождения от налогообложения доходов физических лиц, что нацелено на достижение целей налогового стимулирования. Более благоприятный налоговый климат для предпринимательства объясняется наличием пониженных ставок для некоторых категорий организаций, особым порядком налогового учета расходов.
Особое внимание необходимо уделять пресечению различных налоговых схем, в которых используются организации, зарегистрированные в иностранных странах. При этом деятельность российских государственных органов должна быть согласована с налоговыми службами (отметим, что достаточно широко распространено взаимодействие между странами СНГ, в т.ч. путем работы Координационного совета руководителей налоговых служб государств — участников СНГ (КСРНС)).
По мнению Смирновой Е.Е., в развитии международных налоговых отношений целесообразно:
- использование отдельных положений зарубежного налогового законодательства в целях оптимизации налоговых платежей российских налогоплательщиков;
- совершенствование межгосударственного налогового контроля и межгосударственного обмена информацией, что несколько замедлилось за последние годы;
- анализ налоговых схем, использующих договоры об избежании двойного налогообложения, и устранение противоречивых толкований.
Развитие международных налоговых отношений является важным направлением налоговой политики, стимулируя инвестиционную активность и внешнеэкономическую деятельность.