Участники форума «открытые инновации» обсудили отечественный опыт создания накопителей энергии

Методы создания перспективных систем накопления энергии являются сквозными технологиями, развитие которых напрямую влияет на многие сферы — от транспорта до энергетики и экологии. В связи с этим в России разработана дорожная карта, охватывающая полный жизненный цикл разработки систем накопления электроэнергии — от материалов и комплектующих литийионных аккумуляторов до производства, утилизации и переработки отходов, сообщил заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Илья Зотов, который выступил модератором сессии «Где хранить энергию? Отечественные накопители».

В России уже строятся две гигафабрики, которые смогут обеспечить растущие потребности рынка. Генеральный директор компании «РЭНЕРА», которая реализует оба проекта, Александр Камашев рассказал, как продвигается процесс строительства, и поделился своим мнением относительно мер поддержки, необходимых для отрасли. Запуск первой фабрики в Калининграде запланирован на 2025 год, а фабрика в Москве должна заработать в 2026 году.

Оба проекта поддерживаются региональными властями и предполагают льготное финансирование и налоговые преференции. Строить такого рода объекты с привлечением обычных банковских кредитов, учитывая текущий уровень ставок, было бы невозможно, подчеркнул спикер.

Основным потребителем для создающейся отрасли накопителей является транспорт. В России реализуется концепция развития электротранспорта, которая предполагает, что к 2030 году производство новых электромобилей возрастет до 217 тыс. в год. Заместитель генерального директора «Мосгортранс» Владимир Романовский рассказал об опыте Москвы по эксплуатации электробусов. Сегодня столица России является одним из мировых лидеров по использованию электробусов. На городских маршрутах курсирует 1,5 тыс. автобусов с электрическим приводом. Они перевозят более 500 тыс. человек в сутки.

Основатель, управляющий директор «ИнЭнерджи» Алексей Кашин рассказал о проекте «Металион» — опытном производстве металл-ионных аккумуляторов, батарей и энергоустановок на их основе. «Наша задача — выращивание технологичного пакета в области накопителей. Создаем завод для апробации таких технологий и налаживаем серийное производство накопителей. В составе производства будет несколько линий, рассчитанных на разные электрохимические системы. Это точка сборки отрасли. Задача в том числе заключается в разработке технологий. В этой связи предприятие тесно работает с коллегами из „Cколтеха» по катодным материалам и постлитиевым системам», — рассказал спикер.

Для производства перспективных систем накопления электроэнергии важны материалы, прежде всего литий. Компания «Полярный литий» участвует в создании производства лития, рассчитанного на то, чтобы покрыть растущий ресурсный запрос страны. Главный технолог компании Антон Вернигора рассказал, что добыча лития не ведется в России с середины 90-х годов. В последние годы предпринимаются меры, которые позволили получить лицензии на ведение геолого-разведочных и добычных работ рядом компаний. «Полярный литий» (совместное предприятие «Норникеля» и Росатома) в том числе получил лицензии на разработку Колмозерского месторождения в Мурманской области и ряда других месторождений.

«В недрах страны литий есть. Самое главное — его эффективно добыть и донести до потребителя. Для этого предстоит активно использовать мировой опыт, и в том числе опыт китайских компаний, которые обладают серьезными технологиями в строительстве таких объектов», — отметил спикер.

Фотохостинг мероприятия находится на сайте форума.

Форум «Открытые инновации» проводится с 2012 года и является одной из самых влиятельных дискуссионных площадок, посвященных инновационному развитию. Организатор — Фонд «Сколково», соорганизатор – Правительство Москвы. Мероприятие проводится при поддержке ВЭБ.РФ. Генеральные партнеры форума: ПАО Сбербанк, Госкорпорация «Росатом», ПАО «Ростелеком» и ОАО «РЖД». Пресс-центр форума – коммуникационная группа АГТ.

Другие пресс-релизы