Из-за растущего уровня контрафакта и фальсификата на строительном рынке с конца прошлой недели до 1 декабря в России запущен эксперимент по маркировке отдельных видов строительных материалов в упаковке. Постановление об этом подписал премьер Михаил Мишустин. Проблема с некачественными строительными материалами, действительно, существует причем, как для профессиональных строителей, так и для обычных потребителей, – отметил в эфире «Вестей ФМ» президент Национального объединения строителей Антон Глушков.
А. Глушков: На сегодняшний момент все, что связано с требованием к выпуску строительной продукции, у нас носит исключительно декларативный характер. Большая часть производителей на территории Российской Федерации пользуются техническими условиями, которые разрабатывает сам производитель. Сложность в том, что входной контроль, который должен оценивать качество строительных материалов, остался только у очень больших подрядных организаций, которые оценивают физико-химические свойства строительных материалов. Бо́льшая часть потребителей, если мы берем подрядные организации (а у нас 91% – это субъекты малого предпринимательства), самостоятельно не в состоянии оценить качество поставляемой строительной продукции.
Для потребителей – физических лиц в принципе это невозможно. Они приходят и просто выбирают [продукцию на прилавке] в зависимости от цвета упаковки. Невозможно оценить какие-то физические свойства строительных материалов. Все это приводит к тому, что на конкурентных рынках, таких как кабельная продукция, производство сухих смесей – там, где очень большое число производителей сейчас представлено, появилось огромное количество так называемого фальсификата. Но правильнее говорить – строительных материалов, которые не соответствуют заявленным параметрам.
Все это натолкнуло коллег сейчас на введение маркировки строительной продукции, независимой маркировки строительной продукции, которая будет подтверждать те характеристики, которые заявляет производитель.
Сделать это можно только путем, на мой взгляд, лабораторного контроля. Мы [НОСТРОЙ] со своей стороны формируем лабораторный кластер, в который производитель будет направлять свою продукцию на испытание. И после проведения лабораторных испытаний, когда будут подтверждены характеристики, которые заявлены производителем, данный продукт будет попадать в реестр добросовестных производителей строительных материалов. Поэтому задача маркировки, на мой взгляд, в первую очередь нацелена на то, чтобы действительно подтвердить то качество, которое декларирует производитель продукции. Простой пример, чтобы всем было понятно: вы приходите в магазин, вам нужно приобрести электрический кабель, сделать какую-то переноску или удлинитель, и вы видите огромное количество [кабеля] с одними и теми же характеристиками, например, «ВВГ-3 на 1,5» – трехжильный кабель с сечением 1,5, и выбираете, естественно, тот, который подешевле, потому что любой кабель для вас одинаков.
Поверьте мне, когда мы начинаем проводить лабораторный контроль, получается, что 30% представленной сейчас в розничных сетях кабельной продукции не соответствует тем требованиям, которые нанесены в рамках ГОСТа на кабельную продукцию. Похожая ситуация с сухими смесями. Когда вы приходите в магазин (вам нужно выполнить какую-то штукатурку), вам нужно как-то руководствоваться, и кроме рекламы бренда, никаких других механизмов принятия решения у вас нет. Примерно такая же ситуация и у профессиональных участников. Красок это касается абсолютно так же, когда невозможно визуально определить даже опытному строителю качество поставляемого строительного материала.
Поэтому маркировка, безусловно, нужна, но эта маркировка должна базироваться на обязательном лабораторном подтверждении, эпизодическом лабораторном подтверждении характеристик, которые заявляет производитель.