Удаленное управление лифтом и система управления пассажиропотоком становятся ключевым трендом в формировании сервисных функций в области лифтового хозяйства России. Основная задача – нарастить темпы и объемы производства в этой сфере. Выполнить ее отечественным предприятиям вполне под силу, уверен президент Национального объединения строителей Антон Глушков.
Глава НОСТРОЙ рассказал порталу Business FM, что на текущий момент мощности отечественных заводов позволяют полностью обеспечить потребность российского рынка в лифтах для высотных домов до 40 этажей со скоростью движения до 2,5 метра в секунду. Многие необходимые компоненты уже производятся на территории РФ, при этом серьезно улучшилось качество оборудования и отделочных материалов.
«По данным Российского лифтового объединения, из 46 тысяч смонтированных лифтов 75% – российские, 25% – иностранные, причем в этих 25% доля Китая и Турции – не более 5%. Минстроем России в 2023-2024 годах запланирована замена 22 тысяч лифтов. Это вполне посильный показатель: при действующих механизмах поддержки государства, развитии отечественного лифтостроения и достаточной квалификации работников он должен быть достигнут», – уверен Антон Глушков.
Одним из показательных примеров импортозамещения в лифтовой отрасли является компания «Метеор лифт» (ранее – группа компаний «ОТИС Россия»). Otis Elevator Company 14 марта 2022 года объявила о приостановке приема новых заказов в России. Однако оба ее предприятия (лифтовый завод в Санкт-Петербурге и один из крупнейших в стране производителей лифтовых лебедок – завод в московской Щербинке) продолжили работать и поставлять оборудование по заключенным контрактам.
Сейчас завод в Санкт-Петербурге превысил докризисные объемы производства: если в 2021 году среднемесячный объем составлял 632 единицы, то в июне минувшего года выпущено 719 лифтов. Такие показатели обретают особое значение на фоне вступления в действие с 1 января 2024 года ГОСТ Р 55969-2023, который определяет общие требования к вводу в эксплуатацию новых лифтов (в том числе устанавливаемых после замены отработавших свой срок и после проведения модернизации). По техрегламенту ЕАЭС, к 2025 году нужно заменить лифты, отработавшие более четверти века. То есть, согласно данным, приведенным зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светланой Разворотневой, до 15 февраля 2025 года уже необходимо заменить 93,6 тысячи лифтов.
За последнее время спрос на лифтовое оборудование отечественного производства со стороны строительного рынка, отмечают эксперты, значительно вырос. На одном только заводе в Санкт-Петербурге объемы загрузки мощности имеют высокие показатели, причем настолько, что с конца апреля 2023 года пришлось организовать дополнительные ночные смены. И, судя по отзывам девелоперов, работая в усиленном режиме семь дней в неделю, компания не снижает качество продукции.