Совершенствование правового регулирования и развитие системы ценообразования в госзакупках в строительстве обсудили вчера, 28 февраля на площадке Российской строительной недели-2023 на круглом столе, организованном Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). Мероприятие прошло в виде расширенного совместного заседания двух комитетов НОСТРОЙ: по цифровой трансформации строительной отрасли и по развитию строительной отрасли и контрактной системе. Модераторами круглого стола выступили председатель Комитета по цифровой трансформации Ирина Кузьма и заместитель председателя Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе Павел Малахов.
Открывая заседание круглого стола, Павел Малахов подчеркнул, что продолжает оставаться острой проблема несостоявшихся торгов по строительным госконтрактам, причем их количество растет. В этой ситуации необходимо понять причины такого явления, а также обсудить, какие законодательные и нормативные шаги необходимо предпринять для гармонизации системы госзакупок.
Ирина Кузьма напомнила, что утвержденная в прошлом году Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года предполагает цифровую трансформацию отрасли, включая исполнение государственных контрактов. Это очень важно, поскольку огромная часть госзаказов приходится именно на строительство. С 1 января 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 331 все госконтракты на проектирование и строительство объектов должны исполняться с применением технологий информационного моделирования, но этот процесс развивается весьма неоднозначно.
Председатель подкомитета по ценообразованию в строительстве Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе, д.э.н., профессор, завкафедрой СИТЕЗиС АСА СамГТУ Ольга Дидковская обратила внимание на такую проблему как квалификация технического заказчика. Техзаказчик является ключевым звеном в исполнении контрактов – именно он отвечает за подготовку и передачу подрядчику всей технической документации, необходимой для осуществления строительства объекта. Если эта документация будет низкого качества, подрядчик не сможет по ней построить качественный объект. Также именно техзаказчик должен обеспечить внесение изменений в проектную документацию и повторное согласование изменений в органах экспертизы, а не перекладывать эти функции на подрядчика, особенно при пересчете цены контракта из-за роста стоимости стройматериалов. При этом в законодательстве, по мнению Ольги Дидковской, существует огромный пробел, когда коммерческий техзаказчик должен быть членом СРО и за ним осуществляется надзор, а компании с госучастием, учреждения членами СРО в силу законодательства не являются. При этом, как показывает практика, качество технических заданий, качество передаваемой заказчиками технической и проектной документации для реализации строителями оставляет желать лучше. Все это влияет на сроки, цену и качество выполняемых работ. По сути нет никакой возможности оценить квалификацию таких технических заказчиков.
Вице-президент СРО Ассоциации «Альянс строителей профессионалов», член Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Максим Москвитин остановился на теме типовых контрактов в строительстве и возможности отражения в них требований к информационной модели (ИМ). В настоящий момент типовые условия контрактов в строительстве должно утверждать Правительство России своим постановлением, проект которого сейчас проходит общественное обсуждение. Однако в документе расплывчато описано применение ИМ на объектах госзаказа (по сути оно зависит от решения заказчика) и не указано, кто предоставляет программное обеспечение и площадку для формирования ИМ в типовом контракте, хотя это солидные вложения средств для всех участников госконтракта. Экспертный совет НОСТРОЙ рассматривал проект постановления и направил свои замечания, однако до настоящего времени они не учтены.
Ирина Кузьма представила результаты мониторинга НОСТРОЙ о количестве госконтрактов, заключенных с использованием информационной модели при проектировании объектов строительстве. Так, если в январе 2022 года 90% заключенных госконтрактов несмотря на требования ПП РФ № 331 не содержали даже упоминания об ИМ, то на конец прошлого года уже 53% госконтрактов имели хотя бы минимальные требования к информмодели, еще в 13% она упоминалась, при этом 34% госконтрактов не содержали требований к разработке ИМ. Платформа мониторинга НОСТРОЙ отслеживает 4 022 договора от 1 487 заказчиков – это 100% всех заключенных контрактов. Кроме того, НОСТРОЙ отслеживает, каким образом информмодель передается из контракта на проектирование в контракт на строительство данного объекта. Пока на этом этапе наблюдаются проблемы, поэтому задача 2023 года – отследить, как контракты с выполненной информационной моделью на этапе проектирования передаются на этап строительства.
Член комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации, член ТК 505 «Информационное моделирование», исполнительный директор АО «СиСофт Разработка» Михаил Бочаров представил свой взгляд на этапы формирования и функционирования информационной модели. Он напомнил, что конечная цель создания ИМ – это строительство объекта, который затем переходит в многолетнюю эксплуатацию с использованием этой ИМ. Соответственно, необходимо определить, какая именно информация переходит с этапа на этап в составе модели, где эта модель хранится, как используется, дополняется и каким образом через десятки лет переходит на архивное хранение. Все это нужно определить с учетом стремительного меняющегося софта. Уже сегодня стоит задуматься, смогут ли пользователи через 30 лет работать с ИМ, созданной сегодня, и что нужно делать, чтобы модель все время была актуальной и современной.
Вторая проблема – как интегрировать все ИМ в один «Умный город». Это не должна быть мозаика из различных программ, данных и схем. Поэтому, считает спикер, на федеральном уровне должны быть установлены требования к ИМ, которые передаются в базу «умного города», а площадкой для таких моделей вполне может стать информационная система ГИСОГД.
Михаил Бочаров также предложил продумать процедуру, когда при реконструкции части объекта, например, школы, на бюджетные средства, в госконтракте будет прописана возможность лазерного сканирования и формирования цифровой модели всего объекта, чтобы затем его можно было передать в систему «Умного города». Он напомнил, что Минстрой России ставит задачу к 2035 году сделать цифровой двойник России – вот к этому всем и нужно стремиться.
Павел Малахов поддержал инициативу Ольги Дидковской о необходимости включения в приказ Минстроя России № 421/пр затрат строительных компаний, обеспечивающих работу с проектной документацией, подготовленной с использованием информационного моделирования. В этой связи Михаил Бочаров взял на себя обязательства представить в НОСТРОЙ информацию о размере затрат строительных компаний, необходимых для работы с проектной документацией, подготовленной с использованием информационного моделирования.
Председатель подкомитета по конкурентным процедурам в строительстве Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе Виктор Васильев выступил с докладом на тему «Разбросанность и несогласованность нормативно-правовых актов для конкурентного отбора подрядчика. Необходимость создания единых требований для участников закупок независимо от заказчика», в котором тщательно проанализировал положения 44-ФЗ и представил предложения по формированию единых требований к участникам закупок, к типовым условиям государственных и муниципальных заказов.
Представитель Комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ» Кирилл Шамин рассказал, какие на сегодняшний день существуют пробелы и недостатки правового регулирования, которые оказывают существенное негативное влияние на процесс исполнения государственного (муниципального) контракта, выразив ряд предложений для урегулирования таких положений. Павел Малахов обратил внимание спикера на действие приказа Минстроя России № 841/пр в части сметы контракта и порядка формирования начальной максимальной цены контракта.