23 июня в Красноярске в рамках Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации» состоялось расширенное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое России. Главной темой стало ценообразование при капитальном ремонте многоквартирных домов.
В расширенном заседании Комиссии приняли участие заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько, заместитель министра строительства Красноярского края Ирина Сосновская, генеральный директор Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края Михаил Попелышев, исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова, координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко и другие. Модератором выступил президент НОСТРОЙ, председатель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Антон Глушков.
Открывая дискуссию, Антон Глушков подчеркнул, что тема ценообразования в строительстве в целом и при капитальном ремонте многоквартирных домов является одной из самых острых в настоящее время, и именно поэтому назрел предметный разговор о том, какие проблемы возникают у подрядчиков при капремонте многоквартирных домов (МКД) с точки зрения финансирования работ.
Алексей Ересько напомнил, что в программе капитального ремонта по всей стране находится более 880 тысяч МКД, ежегодно капремонт проходит в 46 тысячах зданий. Особые условия работы – без отселения жильцов – требуют от подрядчиков особых навыков, умения работать в стесненных условиях, соблюдая очень сжатые сроки. Вопросы ценообразования в капремонте стали весьма острыми, и в последнее время принят ряд решений, которые позволят не снижать темпы капитального ремонта в стране. В частности, внесены изменения в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, а также в постановления Правительства России№615 и №1667, которые уточнили регламент работы операторов капитального ремонта, позволили устанавливать аванс для проведения капремонта свыше 30%, в том числе на приобретение стройматериалов, а также дано право увеличивать цену договора до 30% при подорожании строительных ресурсов.
Антон Глушков в своем выступлении подробно остановился на проблемах ценообразования в строительстве на примере Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Говоря о росте стоимости материалов, которое существенно влияет на ценообразование в строительстве и капитальном ремонте, он сообщил, что среднее удорожание по отдельным материалам за 1 полугодие 2022 года в СФО (на примере Красноярска) составило: цемент – 14,1%, бетон – 7,6%, плиты перекрытия – 8,7% и т.д.
НОСТРОЙ провел анализ влияния роста цен основных ценообразующих строительных материалов на конечную стоимость работ на примере капитального ремонта стропильной крыши в кирпичном доме. Среднее увеличение стоимости капитального ремонта при росте цен на основные строительные материалы по СФО составит 18,5% при средней сметной прибыли по данному виду работ 8,7%.
«Мы видим достаточно большое недофинансирование объекта. По регионам СФО: минимальное – 4,3% (Республика Тыва) и максимальное – 28,1% (Алтайский край). При ориентировочной средней стоимости объекта 2,5 млн рублей (в ценах 1 квартала 2022 года) недофинансирование объекта в денежном выражении может составлять от 107,5 тыс. руб. до 702,5 тыс. рублей. Реализация такого контракта становится убыточной», — подчеркнул Антон Глушков.
НОСТРОЙ проводит мониторинг контрактов на проведение капитального ремонта в регионах России, и если говорить о СФО и ДФО, то здесь ситуация с их заключением и исполнением довольно критическая. Согласно данным РТС-тендер (электронная торговая площадка для государственных и муниципальных закупок) по капитальному ремонту за 5 месяцев 2022 года 48% не состоявшихся торгов по РФ. Это говорит о необъективной начальной цене работ, несоответствующей фактической на рынке, отметил спикер.
Доля заключенных договоров на 01.05.2022 г. от плана (в разрезе федеральных округов) составила по СФО — 30,6%, по ДФО — 29,6%. Доля выполненных работ по заключенным договорам на 01.05.2022 г. (в разрезе федеральных округов) составила по СФО — 33,2%, по ДФО — 14,9%. Некоторые регионы, такие как Республика Алтай, Еврейская АО и Чукотский АО, на 01.05.2022 года не имеют выполненных работ вообще.
Также Антон Глушков обратил внимание регионов на наполнение ФГИС ЦС – благодаря усилиям СРО этот показатель вырос в два раза, однако он еще далек от необходимого.
«Всем регионам необходимо активизировать работу по наполнению ФГИС ЦС и работать в данном направлении совместно с региональными центрами и минстроями», — призвал президент НОСТРОЙ.
Председатель Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе Эдуард Дадов, отмечая крайне сложную проблему ценообразования при капитальном ремонте, сообщил, что ближайшее заседание Комитета будет посвящено именно этому вопросу.
Ирина Сосновская остановилась на типовых проблемных вопросах, возникающих при реализации договоров на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Прежде всего, такой проблемой является рост стоимости стройматериалов. Кроме того, 2021 год стал переходным с территориальных расценок на федеральные единичные расценки, и это не лучшим образом повлияло на стоимость капремонта.
С начала 2022 года зафиксирован существенный рост стоимости работ по капремонту, а также возникли трудности по доставке оборудования, прежде всего импортного производства. В апреле руководство региона приняло решение о пересмотре стоимости работ по капитальному ремонту в сторону увеличения, также был рассмотрен вопрос об оперативной замене импортного оборудования на отечественное, прежде всего насосных станций и прочей инженерии.
Анна Мамонова рассказала об особенностях формирования предельной стоимости выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, новом составе Технического Комитета под председательством замминистра строительства Алексея Ересько и о создании Совета ЖКХ, объединяющего все организации в сфере ЖКХ. В работе профильных комитетов Совета, сообщила она, будут рассмотрены, в том числе, вопросы организации капремонта наружных сетей.
Участники заседания поделились информацией о типовых проблемных вопросах, возникающих при реализации договоров на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в регионах.
Михаил Попелышев акцентировал внимание на особенностях работ при проведении капремонта зданий, включая очень короткие сроки подготовки проектной документации и самих ремонтных работ.
«Это очень быстрые процессы, которые исключают изменение проекта, а все работы нужно уложить в 3-4 месяца. И поэтому времени для маневра, в том числе, с пересчетом стоимости договоров, очень мало», — отметил генеральный директор Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края.
Максим Федорченко обратил внимание на проблему пересчета контрактов в СФО.
«В Иркутской области пересчитано два контракта, в Кемеровской области от 20 до 30 контрактов, в Новосибирской области два контракта, в других регионах ноль», — прокомментировал он ситуацию в СФО по пересчету договоров на капитальный ремонт МКД в связи с ростом цен на строительные ресурсы.
Также он отметил сильное снижение в 2022 году по сравнению с прошлыми годами доли заключенных контрактов относительно количества извещений, поданных на торги.
«Алтайский край — снижение до 47%, Кемеровская область — с 64% до 30%, Томская область — снижение на одну треть, Республика Тыва — с 70% до 19%, Омская область — с 78 % в 2020 г., 25% в 2021 г. до 1,3% в 2022 г., Новосибирская область — с 45% до 20%», — привел статистику Максим Федорченко.
Остальные субъекты, со слов координатора НОСТРОЙ по СФО, показали в 2022 году неплохие результаты по контрактованию работ на капитальный ремонт МКД. Это достигнуто благодаря пересмотру в данных регионах предельной стоимости работ и творческому подходу к формированию цены лотов.
По итогам заседания Комиссия по вопросам ценообразования в строительстве приняла решение о рекомендации разработки профстандарта для выполнения работ по капремонту многоквартирных домов с рекомендуемой технологической картой по трудозатратам, где должны быть учтены повышающие коэффициенты для работ без отселения граждан и учитывающего специфику такой деятельности.