Круглый стол на тему: «Анализ эффективности действующей модели саморегулирования в строительной отрасли и пути ее совершенствования» состоялся 21 марта 2022 года в Общественной палате РФ. Его модератором выступил заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб.
В мероприятии, которое было организовано Комиссией Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, приняли участие председатель Комиссии Галина Дзюба, ее заместитель Леонид Бандорин, представители Минстроя России, депутаты Государственной Думы РФ, президенты крупнейших отраслевых нацобъединений, представители региональных Общественных палат и бизнеса. От Национального объединения строителей в мероприятии приняли участие президент НОСТРОЙ Антон Глушков (по ВКС), вице-президенты Аркадий Чернецкий (по ВКС), Александр Ишин и Антон Мороз, руководитель аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, его заместитель Виталий Ерёмин, руководители саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ.
Напомним, что дискуссия о роли и месте системы саморегулирования в строительной отрасли, а также о путях ее реформирования была поднята в связи с поручением президента России Владимира Путина от 30 декабря 2021 года. С этого момента состоялось уже три заседания на площадках РСПП, ТПП РФ и «ОПОРА РОССИИ», и теперь в Общественной палате – четвертое.
В ходе выступлений на круглом столе прозвучали различные оценки системы саморегулирования в строительной отрасли, однако практически все участники сошлись во мнении, что альтернативы саморегулированию нет, возвращение к лицензированию невозможно, поскольку это был инструмент переходного периода от государственного регулирования экономики к рынку.
Вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров подробно представил анализ влияния системы СРО на развитие строительного комплекса. По его словам, система СРО должна обеспечить баланс интересов общества, государства и строительного бизнеса. Сегодня защитой интересов государства и общества занимаются СРО через систему компенсационных фондов как механизма возмещения ущерба третьим лицам и гарантии исполнения строительных подрядов.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков построил свое выступление на том, чтобы ответить на главные претензии, высказанные к системе СРО, хотя, по его словам, «мы сейчас пытаемся одной системой саморегулирования решить все проблемы, которые накопились за долгие годы. Это невозможно – системе СРО всего 12 лет, и не на все вопросы она может ответить».
Нельзя говорить о том, что НОСТРОЙ и СРО занимаются только крупными компаниями – 94% членов СРО – это малый и средний бизнес, и именно на них направлены все меры поддержки, которые предлагает НОСТРОЙ.
Вся система саморегулирования сегодня максимально приближена к прикладным вопросам деятельности стройкомплекса – все, чем занимаются НОСТРОЙ и СРО, имеет непосредственное отношение к работе строительных компаний «на земле».
Система саморегулирования с ее компенсационными фондами создавалась не для компенсации ущерба третьим лицам от деятельности проектировщиков или строителей, а для того, чтобы этот ущерб не допустить. И если говорить о выплате из компфондов и о том, что они якобы не работают, то по оценкам НОСТРОЙ, выплаты из компфондов СРО в шесть раз больше, чем по банковским гарантиям. При этом никто не говорит о том, что институт банковской гарантии несостоятелен.
Чтобы выполнять основную задачу саморегулирования – обеспечение безопасности и качества строительства – НОСТРОЙ занимается повышением квалификации строительных кадров и развитием системы технического регулирования. Потому что наступление ответственности за некачественную работу можно предотвратить только высокой подготовкой кадров, а безопасность обеспечить исключительно выполнением требований Сводов правил и национальных стандартов. Поэтому НОСТРОЙ и дальше будет заниматься этими вопросами, подчеркнул Антон Глушков.
Также НОСТРОЙ будет заниматься и развитием механизмов финансовой поддержки отрасли: это и выдача займов из компенсационных фондов СРО, и решение вопроса о замене банковской лицензии на контрактах до 60 млн рублей на гарантии ответственности СРО, и дальнейшее реформирование системы ценообразования.
Что касается кадрового обеспечения отрасли, то здесь НОСТРОЙ видит свою роль не только в организации процедуры независимой оценки квалификации инженеров, но и в развитии среднего специального образования, которое сейчас существует в отрыве от строительной отрасли, а также в плотном взаимодействии с вузами, чтобы выпускники приходили работать на стройки. Кроме того, качеством иностранной рабочей силы, ее квалификацией и профподготовкой по факту сейчас также занимаются НОСТРОЙ и СРО.
Если же говорить об отрасли в целом, то очень многие предложения нацобъединений вошли в программу Правительства РФ по мерам поддержки отрасли. И НОСТРОЙ намерен и дальше отстаивать интересы строителей на всех уровнях.
«Когда мы говорим, что ищем здоровый компромисс в отрасли, то СРО – это инструмент, за счет которого этот компромисс должен достигаться», – резюмировал президент НОСТРОЙ.