96-е заседание Экспертного совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере состоялось под председательством Алексея Белоусова 11 марта 2022 года на федеральной территории «Сириус». В нем приняли участие 22 члена Экспертного совета из 34, а также консультант по правовым вопросам СРО Ассоциации «Алтайские строители» Любовь Казанцева (по видеосвязи).
Алексей Белоусов сообщил об итогах рассмотрения рабочей группой под его руководством законопроекта «Об архитектурной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Председатель Экспертного совета отметил, что рабочая группа поддержала необходимость актуализации действующего в настоящий момент Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности», который, по мнению разработчиков законопроекта, не отвечает запросам профессионального сообщества и сложившейся социально-экономической ситуации. Вместе с тем в экспертном заключении сделаны отдельные замечания и предложения по доработке законопроекта, поскольку в представленном к рассмотрению виде он не в полной мере отвечает поставленным концептуальным задачам. В частности, Экспертный совет полагает целесообразным в рамках законопроекта предусмотреть специальные меры персональной ответственности архитекторов, связанные с ограничением или прекращением права осуществления ими профессиональной деятельности, порядок и условия применения таких мер. Кроме того, по мнению Экспертного совета, заявленный предмет регулирования требует уточнения и дополнительного обоснования в части, совпадающей с предметом регулирования Градостроительного и Гражданского кодексов Российской Федерации, также в него должны войти вопросы регулирования такой процедуры, как согласование архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства.
Наталья Дубинина доложила об основных положениях экспертного заключения на внесенный Астраханской Думой законопроект № 30967-8. Документ предусматривает возможность сужения количества лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, путем установления законом субъекта Российской Федерации предельного размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, работающих по основному месту работы в соответствующих муниципальных образованиях на определенных специальностях. Рабочая группа на основании данных из открытых источников провела анализ правового регулирования вопроса о применении положений подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации, а также в диалоге с разработчиками законопроекта рассмотрела предпосылки его подготовки и проблемы, на решение которых он, по мнению авторов, направлен. Итогом указанного всестороннего анализа вопроса стало отрицательное экспертное заключение на законопроект, поскольку актуальность принятия проектируемых изменений не подтвердилась материалами правоприменительной практики. Более того, предлагаемое законопроектом ограничение по предельному размеру общей площади земельных участков, по мнению Экспертного совета, не соответствует цели, поставленной законодателем в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации – а именно: привлечение в муниципальные образования специалистов определенного профиля для их долгосрочного и (или) постоянного места жительства и работы.
По итогам докладов руководителей рабочих групп Экспертный совет единогласно утвердил представленные заключения. Также на заседании был рассмотрен ряд законопроектов и подзаконных актов, инициативы саморегулируемых организаций и иные актуальные вопросы.
Леонид Бандорин напомнил присутствующим о поручении Президента России Владимира Путина обеспечить проведение анализа практики применения положений законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, а также практики проведения независимой оценки квалификации специалистов в данной сфере (Пр-2549 от 30.12.2021). Докладчик отметил, что в целях реализации данного поручения проводится цикл обсуждений вопросов текущего состояния отрасли на площадках общественных объединений. Уже состоялись обсуждения в РСПП, ТПП, «ОПОРЕ РОССИИ», а в ближайшей перспективе планируется проведение круглых столов в Общественной палате Российской Федерации и «Деловой России». Целью обсуждений является выработка единой позиции органов государственной власти и профессионального сообщества по механизмам регулирования строительной отрасли для последующего доклада Президенту России. По итогам обсуждения вопроса Экспертным советом создана рабочая группа для обобщения предложений и материалов по выполнению указанного поручения.
Алексей Белоусов в продолжение актуальной темы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность СРО и строительных организаций, проинформировал присутствующих о создании рабочей группы Экспертного совета под его руководством по обобщению предложений по поддержке строительной отрасли в условиях внешнеэкономического давления, введения санкций со стороны ряда иностранных государств в отношении Российской Федерации. Активную работу по оперативной оптимизации регуляторных механизмов проводят комитеты Госдумы, профильные министерства и ведомства. Первый пакет важных поправок, в том числе по предложениям НОСТРОЙ, включен в Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако на этом выработка мер поддержки строителей не прекращается. В этой связи НОСТРОЙ будет обобщать и анализировать дополнительные предложения для последующего направления их в Правительство Российской Федерации и Минстрой России.
Максим Федорченко доложил о поддержке Окружной конференцией по Сибирскому федеральному округу предложений Саморегулируемой организации Ассоциации «Алтайские строители» по совершенствованию регулирования порядка производства судебных (несудебных) экспертиз. Содокладчик по вопросу, Любовь Казанцева, отметила, что судебно-строительная (строительно-техническая) экспертиза играет важную роль в доказывании, когда при рассмотрении дел в судах возникают различные вопросы, требующие специальных познаний в области строительства, оценки стоимости и качества выполненных работ. При этом законодательство, регулирующее данные экспертизы, имеет ряд пробелов, вследствие которых к проведению судебно-строительной экспертизы привлекаются лица, не обладающие достаточными познаниями, а результаты такой экспертизы зачастую являются весьма спорными. В этой связи авторами инициативы предлагается отнести деятельность по выполнению судебно-строительных экспертиз к лицензируемым видам деятельности, либо предусмотреть аккредитацию экспертов, определить критерии (правила) выбора конкретной экспертной организации (эксперта), разработать и зарегистрировать в установленном законом порядке методику производства судебной строительно-технической экспертизы и др. Экспертный совет создал рабочую группу с привлечением внешних экспертов, в том числе из числа членов Технического Совета НОСТРОЙ, для рассмотрения поступивших предложений.
Наталья Разумова проинформировала присутствующих об итогах совместной работы Экспертного совета, Научно-консультативной комиссии, Комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли и НОПРИЗ по рассмотрению проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении состава сведений единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включения в указанный реестр сведений», разработанного Минстроем России в целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Важным результатом проведенной работы стало то, что предложения по доработке проекта постановления, замечания к его первоначальной редакции, сформированные экспертами, практически полностью были учтены Минстроем России при доработке проекта.
Валерий Шевляков представил на заседании проекты нормативных правовых актов в области контрактной системы и ценообразования в строительстве: проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований о представлении информации о ценах на строительные ресурсы», направленный на усиление механизма реализации полномочий Российской Федерации по мониторингу цен на строительные ресурсы, в том числе через привлечение к административной ответственности за непредставление информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС, и проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденные приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр», подготовленный в целях обеспечения соответствия сведений о контракте в ЕИС в сфере закупок условиям заключенного контракта и смете контракта (отражение в ведомости объемов выполненных работ, отражение отдельной позицией поставляемого оборудования, страны происхождения такого оборудования и др.). Проекты переданы в постоянно действующую рабочую группу Экспертного совета по контрактной системе для предметного рассмотрения и подготовки заключений.
Андрей Максимов проинформировал о ходе рассмотрения рабочей группой под его руководством проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документом предусматривается отнесение к полномочиям субъектов РФ установления порядка утверждения границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, а также установления порядка их утверждения. Рабочая группа не пришла к единому мнению по вопросу о целесообразности и полноте передачи полномочий в части объектов археологического наследия с федерального на региональный уровень, поэтому на заседании состав рабочей группы был расширен, дано поручение завершить подготовку заключения к следующему заседанию Экспертного совета, которое запланировано к проведению 11 апреля 2022 года в рамках мероприятий XXI Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в области строительства.