Темпы жилищного строительства в регионах Сибири и пути решения проблем, с которыми сталкиваются застройщики, стали ключевыми темами конференции «Строительный комплекс Сибирского федерального округа: проблемы и перспективы развития», которая состоялась в Иркутске 1 декабря 2021 года по инициативе Правительства Иркутской области. Модераторами мероприятия выступили первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Руслан Ситников и координатор Национального объединения строителей по СФО, вице-президент Российского Союза строителей по СФО Максим Федорченко.
В мероприятии приняли участие министр строительства региона Павел Писарев, министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, вице-президент Российского Союза строителей Николай Глушков, исполнительный директор НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, руководители саморегулируемых организаций Сибирского федерального округа, руководители региональных союзов строителей Сибири, представители органов исполнительной власти.
Руслан Ситников отметил, что строительство для региона, как и для всей страны – основа экономического роста, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Он подчеркнул, что в числе стратегических задач, стоящих перед руководством Иркутской области – подготовка собственных квалифицированных кадров, повышение престижа профессии, переход на технологии информационного моделирования, повышение компетенции специалистов службы государственного заказчика, а также развитие индустрии строительных материалов.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков по видео-конференц-связи представил участникам конференции консолидированную информацию о ситуации в строительной отрасли Сибирского федерального округа и проинформировал о направлениях работы нацобъединения в интересах строительной отрасли.
Максим Федорченко рассказал о деятельности Комитета Российского Союза строителей, которая направлена на решение задач, связанных с успешной реализацией механизма КРТ. Он представил аналитику правовой базы регионов СФО, детально остановившись на нормативно-правовых актах, которые являются обязательными для реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ). Среди субъектов округа, которые уже участвуют в пилотных проектах реализации КРТ – Новосибирская область, где на рассмотрении находится 22 территории жилой застройки, в Иркутской области принято одно решение о КРТ жилой застройки, три решения – по незастроенным территориям и еще четыре находятся на рассмотрении, в Алтайском крае таких территорий на стадии рассмотрения находится семь.
Спикер также остановился на вопросах, связанных с ростом цен и проблемами формирования стоимости контракта, а также на расселении аварийного жилья в округе, объем площади которого составляет 3,8 млн кв. м. Особое внимание Максим Федорченко уделил теме приэродромных территорий и решению вопросов с обманутыми дольщиками.
О формировании драйверов развития строительной отрасли Иркутской области рассказал Павел Писарев. Так, в регионе реализуется четыре крупных инвестиционных проекта, а в рамках развития КРТ определен перечень территорий с потенциалом строительства более 5 млн кв. м жилья.
Антон Мороз представил показатели на рынке жилищного строительства в Сибирском федеральном округе – они свидетельствуют о сокращении текущих объемов строительства в сегменте МКД и о продолжающемся уходе с рынка малых застройщиков. Так, в октябре 2021 года текущий объем строительства в субъектах округа составил 7,4 млн кв. м. При этом спикер отметил, что сегменты МКД и ИЖС находятся на стабильных отметках третий год подряд.
Также вице-президент НОСТРОЙ представил результаты мониторинга нацобъединения по внедрению механизма КРТ в регионах. Антон Мороз подчеркнул, что дальнейшее расширение механизмов правового регулирования КРТ с учетом интересов инвесторов и застройщиков позволит увеличить темпы развития городских территорий с ростом объемов ввода нового современного жилья.
О необходимости повышения производительности труда благодаря цифровизации основных процессов строительства и повышению квалификации кадрового потенциала сказал вице-президент РСС Николай Глушков. Он подчеркнул, что самое важное в решении кадрового обеспечения отрасли, помимо обучения специалистов, это повышение престижа профессии строителя. Он предложил восстановить под эгидой саморегулирования систему совместных мероприятий по конкретным тематикам в рамках Сибирского федерального округа с участием союзов строителей и представителей власти.
Его поддержал Антон Мороз, сообщив, что в рамках заключенного соглашения НОСТРОЙ с Российским Союзом строителей проводятся тематические выездные мероприятия в регионах, посвященные развитию кадров и квалификаций в стройотрасли, а также обсуждению основных проблем в строительстве. Такие мероприятия уже состоялись в Липецке, Белгороде, Калининграде и показали свою эффективность. Очередная стратегическая сессия состоится 16 декабря в Великом Новгороде.
Координатор НОПРИЗ по СФО Александр Панов доложил о ситуации в сфере перехода на технологии информационного моделирования. Начальник отдела технологий информационного моделирования ФАУ «ФЦС» Вадим Степанов в своем докладе осветил вопросы нормативно-технического регулирования в области ТИМ, представив образ целевого состояния этих технологий в отрасли. Президент Союза строителей Хакасии Михаил Борисов рассказал о развитии строительной индустрии в регионе.
Заместитель министра строительства Иркутской области Александр Галкин доложил о разработке комплексной программы кадрового обеспечения основных отраслей экономики и социальной сферы Иркутской области на 2021 — 2030 годы (в части строительной отрасли). Его выступление дополнила заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области Анна Иванова, которая рассказала о мерах поддержки производителей строительных материалов в регионе. Опытом работы компании ПАО «ПИК — специализированный застройщик» по обеспечению КРТ поделился директор Дивизиона «СИБИРЬ» Гасан Архулаев.
В завершение конференции министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко осветил вопрос привлечения регионального заказчика при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства в качестве технического заказчика при условии финансирования из муниципального бюджета.