Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в среду, 8 сентября, на конференции РБК. Ключевой темой дискуссии стало государственно-частное партнерство (ГЧП) как драйвер развития территорий.
Модератором конференции стал главный редактор РБК-Недвижимость Игнат Бушухин. Во встрече также приняли участие стали министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева, заместитель генерального директора ППК «Единый заказчик в сфере строительства» Иван Корнев, президент НОТИМ, руководитель Комиссии по информатизации Общественного совета при Минстрое России Михаил Викторов, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), депутат Мосгордумы Елена Николаева, а также основные игроки рынка ГЧП, девелоперы, эксперты и представители деловых СМИ.
Говоря о комплексном развитии территорий (КРТ) как механизме государственно-частного партнерства в развитии городов, Антон Глушков отметил, что благодаря 494-ФЗ стройкомплекс страны получил новый единый механизм взамен ранее предусмотренных ГрК РФ инструментов, которые были направлены как на комплексное освоение пустующих территорий, так и на развитие уже застроенных.
«Экспертным образом мы посчитали тот объем земельного ресурса, который может быть в результате вовлечен. По самым скромным расчетам, это земельные участки с возможностью размещения на них порядка 800 млн кв. м объектов жилья. Если переводить в годы, даже с самыми амбициозными планами по вводу 120 млн кв. м жилья ежегодно – это 6-7 лет потенциала, который дополнительно существует уже в рамках сложившихся границ муниципалитетов без увеличения нагрузки на транспортную, социальную инфраструктуру. Поэтому КРТ – это долгожданный инструмент, который сегодня выгоден девелоперам, органам местного самоуправления и гражданам – конечным потребителям», — подчеркнул Антон Глушков.
По его словам, 494-ФЗ – экспериментальный закон, который неоднозначно воспринимается профессиональным сообществом, поскольку устанавливает рамочный формат взаимоотношений между инвестором и органом местного самоуправления в части развития застроенных территорий. Большая часть нормативов в подобных ситуациях должна быть установлены региональными нормативными актами. С одной стороны, закон защищает права граждан от дискриминации со стороны инвесторов, с другой – все требования устанавливаются на уровне субъектов РФ. При этом есть ряд ограничений и рисков, с которыми сегодня сталкиваются участники процесса. Они становятся существенным препятствием, из-за которых реализовать проекты КРТ в полной мере в ряде субъектов страны пока не удается, констатировал Антон Глушков. Он перечислил основные проблемы, в большинстве своем они касаются вопросов правоотношений по входящим в зону КРТ земельным участкам и объектам, а также привлечения частных инвестиций и создания условий для участия застройщиков в этом процессе.
Для их решения профсообществом сформирован перечень предложений, на которых остановился Антон Глушков.
«Необходимо снять риски по корректировке градостроительной документации, обеспечить возможность включения в КРТ наряду с многоквартирными домами и объекты ИЖС. Также, для КРТ по инициативе правообладателей нужно установить возможность предоставления публичных земельных участков для иных целей, а также обязанность органов местного самоуправления по их предоставлению. Также предлагается установить более конкретные аспекты согласования решений о КРТ органа местного самоуправления с субъектом РФ – например, соответствие проекта развития застроенной территории региональным программам, создания инженерных коммуникаций, социальной инфраструктуры. И, наконец, установить возможность расторжения договора КРТ только в судебном порядке. Сейчас конструкция закона говорит о том, что по инициативе органа местного самоуправления контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке, причем перечень условий не оговорен, а в случае расторжения по инициативе участников второй стороны вопрос можно решить только в судебном порядке. Предлагается эти права уравнять», — сказал Антон Глушков.
Он добавил, что механизм КРТ на сегодняшний день востребован, поскольку его очень ждали девелоперские и строительные организации. Но тот пакет документов, который должен быть сформирован на региональном уровне, требует детального изучения и обмена лучшими практиками между субъектами РФ.
«Не нужно бояться инициативы со стороны девелоперов. Очень часто ГЧП – это фактически проекты негласного спонсорства со стороны бизнес-сообщества органам исполнительной власти. Поэтому очень важно, чтобы этот инструмент был выгоден обеим сторонам, самодостаточен финансово и принес максимальную пользу всем участникам процесса», — подытожил президент НОСТРОЙ.
Участники конференции также обсудили особенности видов и механизмов государственно-частного партнерства, новеллы законодательства, новые тренды и примеры успешно реализованных проектов ГЧП и особенности привлечения частных компаний к реализации таких проектов.