Cовместное заседание подкомитета по недвижимости, технологическому и ценовому аудиту Комитета «Деловой России» по земельно-имущественным отношениям и девелопменту, Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и ТЦА при Общественном Совете Минстроя России при организационной поддержке Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения технологических и ценовых аудиторов прошло 26 февраля 2021 года.
В обсуждении темы: «Незавершенное строительство, проблемы и пути решения» приняли участие представители Минстроя России, Счетной палаты РФ, ТПП РФ, НОСТРОЙ, экспертного и бизнес-сообществ.
Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Сергей Гончаров напомнил, что вопрос с недостроями нашел отражение в поручениях Президента РФ, данных в сентябре 2020 года. В декабре 2020 года был принят Федеральный закон № 468-ФЗ, который внес изменения Градостроительный кодекс и установил упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию. Сергей Гончаров также сообщил, что по поручению Правительства РФ подготовлен проект постановления, касающийся вопросов распоряжения и списания затрат по объектам незавершенного строительства. Документ проходит сейчас процедуру межведомственного согласования.
Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков назвал несовершенство правового регулирования основной проблемой, которая существенно тормозит достройку объектов незавершенного строительства.
«Тема важна для всех участников рынка. Во-первых, ситуация с недостроями несет риски для достижения национальных целей и угрожает выполнению нацпроектов. Во-вторых, подрядные строительные организации – исполнители госконтрактов – сталкиваются с проблемами изменения конъюнктуры рынка, некачественной документации, задержкой финансирования. Это объективно приводит к тому, что они не могут в срок завершить строительство, а порой приводит подрядчиков к плачевным финансовым результатам. Последние пять лет число банкротств строительных компаний постоянно растет, как в процентном, так и в численном выражении», – подчеркнул президент НОСТРОЙ.
Кроме того, недострои негативно влияют и на архитектурный облик городов, препятствуют созданию комфортной среды для населения.
Отметив позитивные изменения, которые принес Федеральный закон 468-ФЗ, Антон Глушков перечислил проблемы, которые остаются неурегулированными, и представил предложения НОСТРОЙ по дальнейшему совершенствованию правового регулирования для сокращения количества «долгостроев».
На практике необходимым условием завершения строительства объекта «долгостроя» является внесение изменений в проектную документацию и обеспечение соответствия проекта требованиям действующей градостроительной документации. А они, скорее всего, за долгие годы поменялись. Кроме того, может потребоваться актуализация требований о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Внесение этих изменений может затянуться на месяцы и даже годы.
Президент НОСТРОЙ выразил позицию профсообщества, согласно которой при достройке объектов незавершенного строительства, имеющих высокую степень строительной готовности, нецелесообразно применение всех актуальных требований, установленных градостроительной документацией. Таким объектам требуется «амнистия» для их включения в городскую среду.
Кроме того, НОСТРОЙ предлагает сократить административные барьеры, в частности, устранить дублирование процедур государственной регистрации недвижимости и механизмов проверки при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии в ГрК РФ.
Важной проблемой также остается наличие в субъектах РФ полностью готовых объектов социальной и инженерной инфраструктуры, которые не переданы на баланс профильным организациям для эксплуатации. Причина кроется в проблеме несоответствия указанных объектов санитарным и иным обязательным для эксплуатации требованиям, которые за период строительства могли поменяться.
«Необходимо, чтобы объект проверялся на соответствие не требованиям, действующим на момент передачи на баланс, а требованиям, действовавшим ранее, например, на момент выдачи последнего по времени положительного заключения экспертизы проектной документации», – предлагает Антон Глушков.