21 декабря 2020 года на площадке Российского союза строителей (РСС) министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин провел совещание с представителями профессионального сообщества по обсуждению Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В совещании приняли участие президент НОСТРОЙ Антон Глушков и вице-президент нацобъединения Антон Мороз.
После приветственного слова Ирека Файзуллина доклад об основных положениях проекта Стратегии, подготовленной профессиональным сообществом, представил вице-президент РСС Анвар Шамузафаров. Его содокладчиками выступили, в том числе, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин и президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Антон Глушков кратко остановился на истории вопроса и версиях проектов Стратегии и подробнее – на предпосылках ее доработки. Так, в этом году были уточнены показатели нацпроекта «Жилье и городская среда», срок которого увеличен до 2030 года, и пересмотрены некоторые ключевые показатели, в том числе по ИЖС.
«Доминирование строительства МКД приведет к неравномерному распределению производственных сил и развитию агломераций. Доля ИЖС в новом строительстве должна сохраняться или увеличиваться. Такое предложение сделано в редакции РСС», – подчеркнул Глушков.
Опасной тенденцией президент НОСТРОЙ назвал сокращение объемов жилья в стадии строительства, которое за год составило 13,2%.
«Застройщики меньше выводят на рынок новых проектов. И дело здесь не только в усложнении схемы финансирования. Важные вопросы – вовлечение новых земельных участков, обеспечение их инфраструктурой не за счет средств граждан – участников ДДУ и застройщиков. Стратегия должна отвечать на эти вопросы», – отметил президент НОСТРОЙ.
Говоря о сравнении трех редакций Стратегии, Антон Глушков остановился на их ключевых развилках.
В части технического регулирования в строительстве вместо введения документов обязательного применения – строительных норм редакция Стратегии РСС предлагает иной подход: переход на гибкий функциональный метод нормирования на основе риск-ориентированного подхода. Допустимость проектных решений обосновывается ГАПами, ГИПами, а также привлеченными экспертами.
Президент НОСТРОЙ считает необходимым вернуть в Стратегию исчезнувший в объединенной версии документа Минстроя раздел «Ценообразование в строительстве», включая основные задачи по переходу на ресурсный метод ценообразования, внедрение цифровых платформ и сервисов.
Также в Стратегию следует включить раздел, касающийся системы государственных и корпоративных закупок в строительстве – совершенствование деятельности стройкомпаний и госзаказчиков напрямую влияет на достижение стратегических целей по отрасли.
Отдельно Антон Глушков подчеркнул важность сохранения ответственности юридических лиц и усиления значимости региональных СРО, а также параллельно с этим повышения ответственности специалистов.
«Надо расширять состав специалистов по уровням квалификации и вводить специализацию, включая в эту систему и специалистов организаций-застройщиков и органов надзора. Такие предложения имеются в первоначальной редакции и в редакции РСС», – отметил Антон Глушков.
Кроме того, заключил президент НОСТРОЙ, нужно включить в Стратегию положения по строительным материалам и оборудованию, которые оказались упразднены в редакции Минстроя, – качество и безопасность строительства, а также экономика строительных компаний и всей отрасли напрямую зависят от развития этой подотрасли строительства.
Для учета всех предложений и формирования сводного текста проекта Стратегии Антон Глушков предложил создать рабочую группу с участием представителей Минстроя России и профессионального и экспертного сообщества.
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз в заключение еще раз выделил важные дополнения профессионального сообщества к обсуждаемой Стратегии, а также выразил надежду на то, что с учетом личного внимания Ирека Файзуллина и участников данного совещания дальнейшая доработка Стратегии пройдет в открытом формате, документ будет находиться в постоянном доступе у его разработчиков и иных структур, а также у представителей надзорных органов и экспертов в области строительства.