Бизнес-омбудсмен раскритиковал новый проект административного кодекса
Он и после доработки опасен для предпринимателей, предупреждает Борис ТитовНесмотря на доработку, новый проект Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) сохранил репрессивный характер, его принятие в предложенной редакции несет угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса, а особенно ощутимы возможные последствия будут на фоне ожидаемого экономического спада. Об этом говорится в отзыве, который уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на имя замминистра юстиции Дениса Новака («Ведомости» ознакомились с письмом).
Шаг вперед, два шага назад
29 мая Минюст опубликовал доработанный с учетом поступивших замечаний проект нового КоАП. Первая версия документа, подготовленного в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности, была представлена на обсуждение в январе и вызвала жесткую критику с самых разных сторон, а «Единая Россия» заявила, что не поддержит законопроект. Как подсчитал бизнес-омбудсмен Титов, по 27 позициям штрафы для индивидуальных предпринимателей (ИП), юридических и должностных лиц увеличивались в несколько раз. А вот наказание за неправомерные действия для чиновников осталось на том же уровне или даже снизилось.
В последней версии законопроекта учли отдельные замечания, говорит руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович. Например, вернули штраф за невнесение информации о проверке в реестр проверок, по некоторым составам были снижены размеры штрафов. Но принципиальных изменений не произошло, подчеркивает она.
Как отмечается в отзыве уполномоченного, законопроект по-прежнему предусматривает существенное увеличение размеров штрафов как минимум по 10 составам правонарушений, наиболее активно применяемым к предпринимателям. Например, штраф за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для ИП вырастет в 30 раз, для должностных лиц – в 20 раз и для юрлиц – в 1,5 раза. Штраф за неисполнение предписания органов контроля и надзора вырастет для ИП в 20 раз, для должностных лиц – в 5 раз. В целом планка минимального штрафа для ИП выросла в 5 раз (с 10 000 до 50 000 руб.), для должностных лиц – в 2,5 раза (с 20 000 до 50 000 руб.). В то же время верхний предел штрафа за нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан снизится на треть, исключены штрафы за повторное нарушение правил оказания услуг или требование документов сверх установленных правилами.
Кроме того, кодекс существенно увеличивает сроки привлечения к административной ответственности (год по общему правилу) и вводит понятие «грубого административного правонарушения» – по таким нарушениям не может быть назначено предупреждение вместо штрафа и они не могут быть признаны малозначительными. Между тем в этот раздел попадают все правонарушения, посягающие на конкуренцию, в сфере противодействия отмыванию доходов и коррупции, а также все совершенные повторно, если санкция по ним предусматривает конфискацию, лишение специального права, дисквалификацию или арест.
При этом из доработанной версии КоАП без какого-либо обоснования оказались исключены положения о возможности отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения административного наказания, хотя такая норма есть в действующем КоАП и сохранялась в первоначальной версии нового кодекса.
Профилактика запугиванием
Принятие нового КоАП является преждевременным до тех пор, пока не отменены избыточные и устаревшие требования, настаивает Титов. В таких условиях применение нового КоАП существенно увеличит нагрузку на бизнес, который и так страдает от излишнего административного давления: согласно данным Росстата и Судебного департамента при Верховном суде, к административной ответственности было привлечено более 1 млн юридических лиц, т. е. каждое четвертое из числа действующих, говорится в отзыве уполномоченного.
«План по сбору штрафов, к сожалению, у нас закладывается изначально в план по бюджету, далее естественным образом возникает фискальная ориентированность системы контроля и надзора, – отмечает Алехнович. – Самое печальное, что год от года планы по сбору штрафов в бюджет даже перевыполняются. Например, в 2019 г. запланировали собрать 60,8 млрд руб., а, согласно уточненной оценке доходов федерального бюджета, собрали 76,8 млрд, в 2018 г. доход от штрафов должен был составить 52,5 млрд руб., а составил 67,1 млрд».
Пресс-служба Минюста сообщила, что позиция бизнес-омбудсмена по доработанному законопроекту в ведомство еще не поступила. Но замечания и предложения, поступающие в Минюст в рамках процедуры межведомственного согласования, в обязательном порядке рассматриваются и анализируются на предмет их возможного учета, добавила пресс-служба.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Дмитрий Сазонов говорит, что комитет пока еще не сформировал позицию относительно последней версии проекта КоАП, она находится на стадии обсуждения. Но привязка этого документа к реформе контрольно-надзорной деятельности остается ключевым условием его принятия, подчеркивает он. А сама реформа включена как первоочередной шаг в план восстановления экономики. Кроме того, законопроекты, реализующие принцип «регуляторной гильотины», уже приняты в первом чтении, отмечает депутат.
Общая направленность кодекса остается карательной, согласна с Титовым вице-президент «Опоры России» и член рабочей группы по проекту КоАП Марина Блудян. Она объясняет это преобладанием в составе рабочей группы представителей правоохранительных структур и контрольно-надзорных ведомств, которые рассматривают КоАП как инструмент профилактики, т. е. запугивания потенциальных нарушителей. С большим трудом представителям общественности удалось добиться появления в тексте законопроекта ссылки на презумпцию невиновности, а также отмены двойного штрафа для юридических и должностных лиц за одно и то же нарушение, «но мы в огромном меньшинстве», признается эксперт. И по-прежнему принципиальным остается тот факт, что обсуждать санкции можно только после того, как заработает «регуляторная гильотина», и только по итогам того, как она сработает, резюмирует Блудян.