Минюст отчитался о работе над ошибками

В новый административный кодекс вернули старые штрафы, но не для всех
М. Новиков / Ведомости

Минюст 29 мая опубликовал доработанный проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Первая версия документа, подготовленного в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности, была представлена на обсуждение в январе и вызвала жесткую критику с самых разных сторон, в первую очередь – в связи с резким повышением штрафов для водителей, но не только. Так, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов констатировал резкое ужесточение административной ответственности для представителей бизнеса – по 27 позициям штрафы для индивидуальных предпринимателей (ИП), юридических и должностных лиц увеличивались в несколько раз. Общую обеспокоенность вызвал также рост сроков давности привлечения к административной ответственности. В результате документ отправили на доработку.

За четыре месяца Минюст получил около 2000 предложений о корректировке проекта нового КоАПа, причем «подавляющее их большинство» учтено, заявил в пятницу министр юстиции Константин Чуйченко. Это, в частности, касается решения не увеличивать текущие размеры административных наказаний, сохранить действующие сроки давности привлечения к административной ответственности и включить в проект нового КоАПа принцип презумпции невиновности.

Размеры административных штрафов решено сохранить «в пределах, в целом не превышающих установленные кодексом в настоящее время», уточняет Минюст. Это, как выясняется, достаточно серьезная оговорка: не по всем статьям, которые удалось проанализировать «Ведомостям», размеры санкций вернулись к прежнему уровню. Кроме того, сохранились штрафы для индивидуальных предпринимателей (действующим КоАПом они в подавляющем большинстве случаев не установлены), причем по размеру этих штрафов индивидуалов во многих случаях приравняли к юрлицам, т. е. санкции в отношении ИП все равно значительно вырастут. Например, за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологической безопасности (ч. 1 ст. 6.3 КоАПа) физлиц, ИП и должностных лиц по действующему КоАПу штрафуют на 500–1000 руб., юрлиц – на 10 000–20 000 руб. Первоначально Минюст предлагал увеличить штрафы для ИП до 5000–10 000 руб., для должностных лиц – до 3000–5000 руб., сохранив действующий размер санкции для юрлиц. В последней версии законопроекта размер штрафа для граждан повышается до 5000–7000 руб., для должностных лиц – до 7000–10 000 руб., ИП грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб., а юрлицам – от 20 000 до 30 000 руб. То есть размер штрафа за нарушение санитарных правил для граждан вырастет в 10–14 раз, для юрлиц – в 1,5–2 раза, а для ИП – до 20 раз.

Также, сообщает Минюст, принято решение сохранить действующие сроки давности. Но при этом меняется «юридико-технический подход к изложению соответствующей нормы» нового КоАПа: по умолчанию срок давности привлечения к административной ответственности в новом кодексе будет составлять один год – «ввиду того, что такой срок давности применяется в настоящее время в подавляющем большинстве категорий дел об административных правонарушениях». При этом из общего правила будет сделано исключение по тем составам, по которым сроки давности в настоящий момент меньше (например, дела в области нарушения правил дорожного движения).

В то же время срок давности по делам о грубых административных нарушениях увеличен до двух лет. Это, в частности, означает, что автоматически продлевается срок давности по всем экстремистским административным составам, так как все они новым кодексом квалифицируются как грубые, отмечает директор центра «Сова» Александр Верховский. Кроме того, добавляет он, подобные дела не смогут быть прекращены за малозначительностью правонарушения – например, если пост с запрещенным текстом или символикой в соцсетях просмотрели всего несколько человек.

В новом КоАПе появятся федеральные штрафы за нарушение правил благоустройства и нарушение тишины в ночное время (сейчас они закреплены в региональных законах). Предложение предусмотреть штрафы за нарушение благоустройства поступило от комитета по конституционному законодательству Совета Федерации, напоминает Минюст, но предложенный сенаторами размер санкций снижен «в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания». Так, стоянка машины на газоне обойдется в 1500–4000 руб. (2000 руб. при фиксации в автоматическом режиме). Кодекс Москвы за такое нарушение предусматривает сейчас штраф в 4000–4500 руб. для физлиц и 300 000 руб. – для юридических лиц.

В новой версии проекта КоАПа предлагается сократить предельный срок обязательных работ с 200 до 60 часов, а также вводится запрет на административный арест и обязательные работы для родителей детей до 14 лет и лиц, осуществляющих уход за инвалидом. Также арест не назначается следователям, прокурорам, имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел и росгвардейцам, дипломатам и сотрудникам ФСИН.

Еще одна новелла – правило об обязательной замене административного штрафа на предупреждение за негрубое и впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Такой механизм предлагается распространить не только на малый и средний бизнес (как сейчас), но и на всех юридических лиц. Всего, подсчитали в Минюсте, в новом КоАПе 263 нормы предусматривают возможность назначения наказания в виде предупреждения (в действующем КоАПе их всего 156, и вопрос о замене оставлен на усмотрение должностного лица). Также исключается возможность привлечения к ответственности за одно правонарушение одновременно юридического лица и его должностного лица. А вот возможность оплаты штрафа с 50%-ной скидкой в двухмесячный срок, которым сейчас пользуются водители, предложено сделать общим правилом. Но распространяться оно будет только на правонарушения, которые не являются грубыми, предупреждает Минюст.

Вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин говорит, что часть предложений бизнес-сообщества авторами проекта учтены, замечания по новой версии КоАПа в ближайшее время будут переданы в Минюст. Но сохраняется главное требование – чтобы принятие этого кодекса было синхронизировано с другими документами, определяющими систему отношений в контрольно-надзорной деятельности, подчеркивает он. Иначе получается, что с наказанием уже определились, а принципы, по которым назначается это наказание, по-прежнему не ясны.