Делам об административных правонарушениях добавят состязательности

В их рассмотрении в суде должны участвовать обвинители и защитники, считают в Минюсте
Минюст во главе с Александром Коноваловым (на фото) готов прислушаться к мнению ЕСПЧ
Минюст во главе с Александром Коноваловым (на фото) готов прислушаться к мнению ЕСПЧ / Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство юстиции предлагает отразить вопросы состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях при разработке проекта нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Об этом говорится в ежегодном докладе ведомства о результатах мониторинга правоприменения в России за 2018 г., опубликованном во вторник на сайте президента.

По мнению ЕСПЧ, напоминает Минюст, отсутствие в процессе стороны обвинения при рассмотрении подобных дел не позволяет гарантировать беспристрастность суда, которому в этой ситуации приходится брать на себя задачу предъявления обвинения и нести бремя его поддержки в ходе слушаний (в частности, об этом говорилось в решении 2016 г. по делу «Карелин против России»). По мнению Минюста, вопрос о создании механизма, обеспечивающего достаточные гарантии беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, может быть решен включением стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями. А также путем предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, – по образцу того, как это происходит в уголовном процессе.

Это было бы очень хорошее нововведение, говорит руководитель «Агоры» Павел Чиков. Он напоминает, что ЕСПЧ не раз ставил вопрос о недопустимости ситуации, когда человека лишают свободы в отсутствие защитника. Очень радует и упоминание о возможности ведения устного процесса по административным делам, добавляет эксперт, это означает, что будет вестись протокол судебного заседания и аудиозапись. Сейчас производство по административным делам исключительно письменное, т. е. все сказанное в суде не имеет никакого значения, напоминает Чиков: «Это тем более важно, что в последнее время КоАП приобретает большой вес: власти продвигают административную преюдицию по уголовным делам, активно применяются аресты».

Ранее вице-премьер Константин Чуйченко, возглавляющий межведомственную рабочую группу по разработке нового КоАПа, говорил, что в этом документе могут быть усилены процессуальные гарантии лицам, подвергающимся задержаниям и другим мерам, приближенным к уголовной ответственности. Однако в проекте концепции нового КоАПа говорится лишь о необходимости «рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях».

Еще одно предлагаемое Минюстом нововведение – поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности, уточняющие содержание и регламент таких мероприятий, как контрольная поставка и проверочная закупка. Поводом стали несколько проигранных Россией в ЕСПЧ жалоб на обвинительные приговоры, в основу которых были положены доказательства, полученные в результате проверочных закупок наркотиков, проведенных c участием тайных агентов правоохранительных органов и без надлежащего рассмотрения судами доводов заявителей о провокации преступления. Если предложения Минюста будут приняты, то правоохранителям придется получать санкцию на контрольные закупки у прокурора. Во всяком случае на первое время эта мера заставит оперативников работать более аккуратно, согласен сотрудник центрального аппарата МВД.

Минюст также указывает, что штраф не является достаточным средством воздействия на правонарушителя, когда речь идет о домашнем насилии (соответствующая статья УК была декриминализована в 2017 г.). «Представляется необходимым определить комплекс мер, направленных на снижение случаев насилия в семье, предусматривающих как совершенствование законодательства, так и оказание материальной и психологической поддержки таким семьям», – говорится в докладе. Ранее широкий резонанс вызвал ответ Минюста на запрос ЕСПЧ, в котором проблема семейного насилия характеризовалась как «преувеличенная».

«Приятно осознавать, что в Минюсте все-таки есть профессионалы, которые изначально осознавали необходимость разработки закона о семейно-бытовом насилии, создания системы новых методов борьбы с этой эпидемией, не имеющей к семейным традициям никакого отношения», – говорит депутат Госдумы Оксана Пушкина. Она напоминает, что в Думе сейчас работают над законом о профилактике семейного насилия. «Скоро представим финальный текст, согласованный со всеми ведомствами», – обещает депутат.