Бизнес-омбудсмен считает новый КоАП опасным для предпринимателей

По мнению Бориса Титова, проект Минюста значительно ухудшает положение бизнеса
Проект нового КоАПа опасен для российского бизнеса, считает Борис Титов (на фото)
Проект нового КоАПа опасен для российского бизнеса, считает Борис Титов (на фото) / Евгений Разумный / Ведомости

Принятие проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в предложенной Минюстом редакции значительно ухудшит положение бизнеса, об этом говорится в письме, которое уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил на прошлой неделе премьеру Михаилу Мишустину. Законопроект несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса, предупреждает омбудсмен.

Так, по сравнению с действующим КоАПом резко увеличивается размер штрафов по составам административных правонарушений в сфере экономики, причем без какого-либо экономического обоснования. Например, штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, обучения, отдыха и воспитания детей вырастет в 70 раз: с максимальных 7000 до 500 000 руб. Штраф за непредоставление в положенный срок документов в налоговые и таможенные органы для должностных лиц – в 16 раз (с 500 до 8000 руб.), за нарушение действующих санитарно-гигиенических правил для индивидуальных предпринимателей – в 10 раз (с 1000 до 10 000 руб.). При этом по большинству составов, связанных с неправомерными действиями должностных лиц, наказания остаются неизменными и даже сокращены. Такой вид наказания, как предупреждение, исчез из некоторых составов. Кроме того, оно может быть вынесено только при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Также в проекте нового КоАПа увеличен срок давности привлечения к административной ответственности. Если сейчас постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, то по новым правилам этот срок пролонгирован до года. Срок проведения административного расследования увеличен с месяца до двух (в исключительных случаях и до полугода), а ограничение срока рассмотрения судом дел об административных правонарушениях вообще исчезло. В новом КоАПе значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу и даже вводятся новые, в их числе осмотр места совершения административного правонарушения, обязательство о явке, административное приостановление деятельности и даже приостановление операций по счетам в банке: очевидно, что введение и применение такой меры обеспечения повлечет огромный ущерб для бизнеса, отмечается в письме.

В новом КоАПе вводится понятие «грубое административное правонарушение». Под него подпадают административные нарушения коррупционной направленности, посягающие на конкуренцию и в области дорожного движения, однако определение такого понятия отсутствует, поэтому применение соответствующего положения может стать непредсказуемым и высокорискованным, в том числе из-за произвольного толкования понятия судьями. Также в проекте вводятся понятия низкого, умеренного, среднего и значительного риска причинения вреда, однако не указаны критерии, по которым он определяется. В то же время в проекте нового кодекса сохранились многие положения действующего, явно не отвечающие ранее утвержденной концепции нового КоАПа, констатирует уполномоченный. Он отмечает, что при подготовке пакета законопроектов, связанных с введением в действие нового КоАПа, мнение бизнеса фактически не учитывалось. Представители бизнес-объединений не вошли в состав рабочей группы, не предполагается их участие и в доработке законопроекта. Титов предлагает Мишустину организовать на уровне правительства совещание по законопроектам с участием уполномоченного и представителей бизнеса.

70 раз

так вырастет в новом КоАПе штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения и отдыха детей

Поручение разработать концепцию и проект тогдашний премьер Дмитрий Медведев дал еще в марте 2019 г. Это было связано с реформой контрольно-надзорной деятельности (КНД), которая оказалась невозможна без корректировки КоАПа. Межведомственную рабочую группу возглавил вице-премьер Константин Чуйченко, он же координировал реформу КНД. После отставки правительства Медведева Чуйченко возглавил Минюст, вскоре после этого ведомство опубликовало проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях. Проект уже не в первый раз подвергается критике, в том числе в связи с резким увеличением штрафов для водителей. В январе секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что партия не поддержит проект нового КоАПа, поскольку он репрессивен и не соответствует поставленным президентом задачам.

Пресс-служба правительства не ответила на запрос «Ведомостей».

Сейчас Минюст ведет доработку законопроектов с учетом поступающих замечаний и предложений, по результатам их рассмотрения заинтересованными госорганами, а также публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, сообщила пресс-служба ведомства. 24 января 2020 г. проекты КоАПа и Процессуального кодекса об административных правонарушениях были направлены на рассмотрение уполномоченному, его позиция до настоящего времени в Минюст не поступила.

Реформа КоАПа, безусловно, нужна: практика его применения выявила системные дефекты, говорит Ольга Бенедская из «Муранов, Черняков и партнеры». В действующем КоАПе отсутствует внятная логика в определении характера и размера санкций. Стираются границы между уголовным и административно-деликтным правом по степени карательного воздействия – фактически через КоАП законодатель выправляет ситуацию отсутствия уголовной ответственности юридических лиц, но при этом отсутствуют такие же, как в уголовном процессе, развитые процессуальные гарантии защиты. Вот эту задачу надо решать, сейчас же скорее просматривается стремление решить за счет реформы КоАПа фискальные задачи, констатирует эксперт.