Конгресс США опубликовал законопроект о новых санкциях против России

Он частично состоит из дополнений к уже действующему закону о противодействии противникам США, но содержит и новые предложения
Евгений Биятов / РИА Новости
Евгений Биятов / РИА Новости

На сайте конгресса США размещен проект закона «о защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act – DASKA), анонсированный пятью сенаторами 13 февраля.

Законопроект во многом связан с недопущением вывода США из НАТО (сенаторы опасаются, что на такой шаг может пойти президент Дональд Трамп, неоднократно критиковавший союзников по альянсу за то, что они не выполняют свои обязательства, в том числе финансовые), недопущением распространения химического оружия, а также с борьбой с киберпреступностью. Главы, посвященные санкциям против России, частично состоят из дополнений к действующему с 2017 г. закону «о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), а частично содержат новые предложения.

Санкции против госдолга

В законопроекте говорится, что не позднее 60 дней после вступления закона в силу президент США должен сформулировать регуляторные требования, запрещающие лицам США проводить операции с российским государственным долгом, предоставлять для него финансирование или действовать с ним каким-то другим образом. Запрет должен начать действовать «через 90 дней или позднее» после вступления закона в силу.

Госдолг определяется как облигации со сроком обращения более 14 дней, выпущенные Центральным банком России, фондом национального благосостояния, Министерством финансов, агентами или филиалами этих организаций; валютные свопы с этими организациями сроком более 14 дней; любые другие финансовые инструменты со сроком погашения более 14 дней, которые: а) выпущены российскими финансовыми институтами от лица правительства РФ, б) будут определены президентом США как представляющие госдолг правительства РФ.

Санкции за вмешательство России в демократические процессы и выборы

Санкции против госдолга России предлагается ввести в ответ на ее вмешательство в американские выборы. Ранее спецслужбы США заявляли, что считают его доказанным. Есть и другие меры, которые затрагивают не только конкретные лица и организации, подозреваемые в действиях по подрыву демократии, но и работающие с ними финансовые институты.

SDN

Санкции против лиц особых категорий (specially designated nationals and blocked persons – SDN) предполагают блокировку активов в США, запрет на операции с собственностью в США, запрет лицам из США сотрудничать с попавшими под санкции лицами, отказ в визе и запрет на въезд в США. Эти меры реализует Офис по контролю за иностранными активами (OFAC).

Через 180 дней после вступления закона в силу «президент США должен ввести санкции» против политических деятелей, олигархов и других лиц, а также организаций с госучастием, которые прямо или косвенно способствуют незаконной и коррупционной деятельности в интересах президента Владимира Путина, а также лиц, действующих в интересах вышеперечисленных людей; членов семей вышеперечисленных лиц, получающих значительные выгоды от такой незаконной и коррупционной деятельности; а также лиц, включая финансовые институты, осуществляющие значительные транзакции со всеми вышеперечисленными лицами. Они будут включены в список так называемых лиц особых категорий (SDN – см. врез).

Через 60 дней после вступления закона в силу президент должен ввести санкции SDN против лиц, включая финансовые институты, которых он сочтет «сознательно участвующими в значительных операциях с любым лицом в России, которое поддерживает злонамеренную кибердеятельность или способствует ей», а также принадлежит таким лицам, контролируется ими или действует в их интересах.

Финансовые санкции

Имеются в виду следующие санкции: запрет Экспортно-импортному банку США помогать с поставкой товаров подсанкционным лицам; не выдавать лицензии и разрешения, а также кредиты на экспорт таких товаров; выступать в международных финансовых институтах против проектов, которые помогут этим лицам; если под санкции попадают финансовые институты, то им будет запрещено работать первичными дилерами в США, работать с государственными средствами; президент также может запретить валютные и банковские операции с подсанкционными лицами в юрисдикции США, а также операции с их собственностью, запретить вложения в их долговые обязательства или капитал, дать указание госдепратаменту отказать в визе топ-менеджерам.

Через 180 дней после вступления закона в силу президент должен ввести пять или более санкций в отношении лиц, которые после этого момента инвестируют в экспортные СПГ-проекты, которые Россия реализует за рубежом. Под запрет попадают инвестиции, имеющие рыночную стоимость $1 млн или более либо стоимость $5 млн или более накопленным итогом за 12 месяцев. Это финансовые санкции (см. врез), они, в частности, предполагают, что банки не смогут финансировать российские зарубежные СПГ-проекты.

Через 90 дней после вступления закона в силу президент должен ввести санкции SDN против российских финансовых институтов, которые с этого момента будут предоставлять финансовую или иную поддержку вмешательству правительства России в демократические или выборные процессы в любой стране за ее пределами.

Санкции за действия России в отношении Украины

Здесь, в частности, описываются ограничительные меры в отношении российских энергетических проектов. К ним предлагается применять пять или более финансовых санкций (таких, как в случае с СПГ-проектами).

Это энергетические проекты в других странах стоимостью от $250 млн, которые поддерживаются российскими государственными либо квазигосударственными организациями; под санкции попадет тот, кто инвестирует в них через 180 дней после вступления закона в силу.

Также речь идет о проектах по разработке нефтяных ресурсов в самой России. Президент должен ввести санкции против тех, кто сознательно после вступления закона в силу будет «продавать, сдавать в аренду или предоставлять Российской Федерации товары, услуги, технологии, финансирование или поддержку… которые могут напрямую и в значительной мере внести вклад в способность разрабатывать ресурсы сырой нефти в Российской Федерации или в добычу сырой нефти» в стране, включая помощь в строительстве, модернизации или ремонте инфраструктуры для разработки нефтяных ресурсов. Под запрет попадают товары, услуги и проч. рыночной стоимостью от $1 млн или от $5 млн накопленным итогом в течение 12 месяцев. Эти санкции не касаются уже реализуемых проектов, говорится в документе. Не позднее чем через 90 дней после вступления закона в силу американские министерства должны составить список исключений для реализуемых проектов, а также товаров, услуг и проч., которые попадут под санкции.

Санкции из-за инцидента в Керченском проливе

Не позднее чем через 90 дней после вступления закона в силу президент США должен ввести санкции против не менее чем 24 сотрудников ФСБ. Они будут действовать до тех пор, пока Россия не освободит украинских моряков, захваченных в Керченском проливе.

Не позднее чем через 90 дней после вступления закона в силу и затем каждые 180 дней госсекретарь США должен предоставлять конгрессу доклад, соблюдает ли Россия (ее правительство, вооруженные силы и береговая охрана) требования о свободе навигации в Керченском проливе «или где-либо еще». Если международные правила о свободе навигации будут нарушены, все российские предприятия кораблестроительного сектора должны подпасть под санкции.

Законопроект также призывает координировать санкционную политику с Евросоюзом, чтобы сделать ее максимально эффективной «в противостоянии агрессии» России и исключить возможности для обхода санкций.

Доклады для конгресса

В главе о борьбе с распространением химического оружия утверждается, что с 2012 г. его применили «по крайней мере четыре актора»: Сирия, КНДР, ИГИЛ (запрещенная в России организация) и Россия. Последняя 4 марта 2018 г. использовала «Новичок» в попытке отравить Сергея и Юлию Скрипалей в Великобритании. Кроме того, Россия обвиняется в противодействии участникам Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) ввести механизм по выявлению тех, кто его использует. Она также якобы не захотела или не смогла убедить президента Сирии Башара Асада не использовать такое оружие против мирного населения. Законопроект также напоминает, что Нидерланды идентифицировали четырех приезжавших в страну россиян как агентов ГРУ, которые хотели взломать сеть ОЗХО во время расследования отравления Скрипалей. США намерены наказать Россию и противодействовать производству и использованию ею химического оружия с помощью санкций, дипломатической изоляции и мер, предусмотренных за нарушение Конвенции о запрещении химического оружия.

Законопроект обязывает госсекретаря не позднее чем через 30 дней после вступления закона в силу (и затем – ежегодно) представить конгрессу доклад о том, были ли введены против России обязательные санкции, предусмотренные американским законом о борьбе с химическим и биологическим оружием, и пыталась ли Россия их обойти. А не позднее чем через 120 дней – доклад о производстве и использовании химического оружия Россией.

Также госсекретарь или другие руководители ведомств должны представить конгрессу следующие доклады:

– следует ли Россию считать государством, спонсирующим терроризм;

– о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности в Сирии, приписываемых России, российским вооруженным формированиям или контрактникам;

– о действиях России в Сирии;

– об убийстве Бориса Немцова (включая исполнителей и возможных организаторов, оценку действий России по их выявлению и эффективность этих действий);

– подробный отчет о личном благосостоянии и активах Владимира Путина (директор Национальной разведки не позднее 180 дней после вступления закона в силу должен сообщить «оценку благосостояния и известных источников дохода президента и членов его семьи, включая активы, инвестиции, банковские счета, другие бизнес-интересы, предоставить соответствующую информацию о бенефициарных владельцах»; а также идентифицировать «наиболее значимых высокопоставленных зарубежных политических деятелей и олигархов в Российской Федерации, определенных по степени близости к Владимиру Путину»).