«Идет нефтяная война, цель которой – разрушить Россию»
Президент Венесуэлы Николас Мадуро идет на перевыборы и может сохранить власть, хотя в стране дефицит товаров и гиперинфляцияУдивительно, но Мадуро может сохранить власть: до сих пор действующему президенту Венесуэлы удавалось переигрывать оппозицию и проводить выборы так, что большинство получали его сторонники.
В августе прошлого года журналист телеканала АВС провел мысленный эксперимент. Он представил, что, как только Николас Мадуро пришел к власти в апреле 2013 г., купил боливаров на $1000, а в 2017 г. решил их продать. В прошлом августе журналист получил бы за них $1,34, а если бы он продавал боливары вчера, выручил бы около $0,06 (данные с ресурса dolartoday.com, собирающего информацию о реальном обменном курсе).
Чавес и Мадуро
Левые идеи Мадуро впитал с детства. Он появился на свет 23 ноября 1962 г. в Каракасе в семье профсоюзного деятеля. Играл на бас-гитаре в школьной группе, гонял на мотоциклах, участвовал в общественном движении школьников, а потом вступил в Социалистическую лигу. В 20 с небольшим отправился на Кубу, чтобы учиться в школе активистов компартии. Затем окончил двухгодичные курсы менеджмента Центрального университета Венесуэлы и пошел по стопам отца. Стал водителем городского автобуса в столичной компании Metrobus, организовал неофициальный профсоюз.
В основанную Уго Чавесом группу MBR-200 (Movimento Bolivariano Revolucionario 200) Мадуро вступил в начале 1990-х, и вскоре оба политика увиделись лично. Чавес попал за решетку из-за неудачной попытки переворота в 1992 г. Мадуро занялся организацией митингов за освобождение Чавеса. Заодно Мадуро познакомился со своей будущей второй женой Сильвией Флорес – она возглавляла команду юристов Чавеса. Два года работы – и Чавеса помиловали. А в 1998 г. он был избран президентом Венесуэлы.
В бедах страны Чавес обвинял США и погрязшую в коррупции местную элиту и обещал пустить природные богатства Венесуэлы на борьбу с бедностью и неравенством. Обещание он сдержал, экспроприировав миллионы гектаров земли и национализировав сотни частных компаний. В их число попали проекты ExxonMobil и ConocoPhillips, сообщается на сайте Council on Foreign Relations. Зато если бедняками в 1998 г. считались 50% населения страны, то в 2012 г. – только около 30%.
Президентская власть
При Чавесе власть президента начала укрепляться. Ему удалось поставить под контроль Верховный суд. Он вдвое увеличил количество его членов, назначил новичков из числа своих сторонников и добился смены старожилов. Провел несколько референдумов по изменению конституции, в том числе сделав парламент однопалатным и сняв в конце концов ограничения на свое пребывание на посту президента. В 2012 г. избрался на очередной шестилетний срок – и спустя несколько месяцев скончался от рака в возрасте 58 лет.
Венесуэльцы недоедают
Число венесуэльских домохозяйств, оказавшихся за чертой бедности, перевалило уже за 87%, передает Reuters. Ссылаясь на исследование трех местных университетов, агентство утверждает: в 2016 г. среднестатистический венесуэлец похудел на 8 кг, а в прошлом – еще на 11 кг.
Успехи Мадуро на выборах не идут ни в какое сравнение с результатами Чавеса. В 1998 г. Чавес обогнал ближайшего соперника на 16 п. п. Мадуро тогда стал членом Конституционной ассамблеи, которая временно пришла на смену оппозиционному парламенту. Ассамблея разработала новую конституцию страны. Которая, среди прочего, установила, что один и тот же человек может быть избран президентом на два шестилетних срока (прежняя конституция, чтобы снизить риск возникновения диктатуры, ограничивала нахождение президента у власти одним пятилетним сроком). Из-за принятия нового главного закона страны в 2000 г. снова пришлось провести выборы президента. Чавес обогнал ближайшего соперника уже на 22 п. п. Затем Конституционную ассамблею упразднили, как выполнившую свое задачу, Мадуро стал депутатом парламента и добрался до поста председателя.
Выборы 2006 г. Чавес выиграл с отрывом почти в 26 п. п. Мадуро шагнул в правительство на пост министра иностранных дел. Затем стал вице-президентом и был назван преемником Чавеса. В 2009 г. на очередном референдуме Чавес сумел отменить ограничение на количество переизбраний чиновников всех рангов, включая самого себя. Но в октябре 2012 г. на выборах президента получил лишь на 10 п. п. больше соперника, лидера оппозиции Энрике Каприлеса. К тому моменту в экономике Венесуэлы уже проявились серьезные проблемы. На внеочередных выборах в марте 2013 г. разрыв между Мадуро и Каприлесом составил мизерные 1,5 п. п.
Первые угрозы
Мадуро досталось тяжелое наследство. «[Чавес] начал систематически уничтожать производственный сектор Венесуэлы путем национализации и экспроприации, установления контроля над <...> курсом валюты, а также другими экономическими мерами», – цитирует ТАСС ведущего аналитика Cato Institute в Вашингтоне Хуана Карлоса Идальго. Хотя в последние годы его правления цены на нефть росли, бюджет становился все более дефицитным.
Вести частный бизнес становилось все труднее. Был составлен список стратегических отраслей – от нефтяной до гостиничного бизнеса, где государству должно принадлежать не менее 51% акций. Ужесточилось трудовое законодательство. После месячного испытательного срока сотрудника нельзя было выгнать, даже если он не появлялся на работе. Зато трудящиеся имели право влиять на политику компании через комитеты, куда делегировали своих представителей, цитирует Republic профессора РЭШ Константина Стырина.
Еще в середине 2000-х в стране был введен фиксированный курс обмена валюты и ограничения на продажу ее физлицам. Отток капитала это не прекратило, зато возник черный рынок валюты. Центральный банк страны принялся напрямую выдавать кредиты нефтяной госкомпании PDVSA, печатая нужную сумму.
Эти и другие шаги привели к тому, что уже во второй половине 2013 г. в Венесуэле возник дефицит ряда товаров, в том числе первой необходимости. В случившемся Мадуро обвинил оппозицию и спекулянтов. «Мы не позволим, чтобы они издевались над законом и нашим народом», – заявил он (цитата по «РИА Новости») и учредил специальный госсовет. Он посоветовал контролировать сети, торгующие электроникой, конфисковывать товары в случае их подорожания и продавать их населению по госрасценкам, установить предельные цены на ряд товаров и проверять, придерживаются ли их магазины. «К любому, кто закроет свое предприятие для саботажа, мы придем с законом в руках и заставим работать силой», – предупредил Мадуро тех, кто пытался выйти из игры (цитата по агентству «Прайм»). А чтобы облегчить жизнь розничной торговле, Мадуро подписал указ о предельных ценах на аренду коммерческих помещений. Это не очень помогло. И 26 ноября власти перешли к более решительным действиям, национализировав торговую сеть Daka за наценку выше разрешенных правительством 30% и отказ понизить цены.
Черное золото обесценилось
Это были первые ласточки грядущих проблем. Мадуро подвели цены на нефть, начавшие падение летом 2014 г. Экономика Венесуэлы слишком зависит от сырья, пишет Time: на нефть и газ приходится 95% экспортных доходов и 25% доходов бюджета.
Справедливая цена на нефть – $100 за баррель, возмущался Мадуро в эфире телеканала Venezolana de Television в конце 2014 г.: «Именно этот ценовой уровень способен обеспечить стабильность, поскольку он позволяет гарантировать приток капиталовложений в нефтяную отрасль» (цитата по «Прайму»). Нефть подешевела из-за США, которые хотят таким образом довести до краха, «снова колонизировать нашу страну, разрушить нашу независимость и нашу революцию за счет экономического коллапса», а заодно довести до краха Россию и ОПЕК. «Идет нефтяная война, цель которой – разрушить Россию, добиться коллапса России как мирной державы», – сказал Мадуро (цитата по ТАСС).
Золотовалютные резервы страны были практически исчерпаны, а внешние долги надо было как-то выплачивать. Правительство сократило продажу валюты по фиксированному курсу импортерам. Многие товары в страну завозятся из-за рубежа, их дефицит стал расти. Тогда правительство ввело максимально допустимые цены на ряд товаров и обязало производителей продавать по ним определенное количество продукции. Это привело к еще большему дефициту, объясняет Republic.
В конце 2014 г. власти ввели нормы на продажу молока, риса, кофе, курятины и т. д. Продуктовые карточки пытались ввести еще в июне 2013 г. в третьем по численности городе, Маракайбо. Но поднялась такая волна возмущения, что Мадуро отменил их специальным указом.
В 2014 г. в ряде городов карточки были заменены высокими технологиями: магазины обязали поставить сканеры отпечатков пальцев и следить, чтобы люди не приходили за покупками нормированных продуктов снова. Целью была объявлена борьба со спекуляцией. Но купленный по субсидируемым ценам дефицит стал перепродаваться не только согражданам, но и в соседнюю Колумбию. Туда же хлынул контрабандный бензин, который в Венесуэле дотируется государством и является самым дешевым в мире. А в прошлом году, сообщает Financial Times, фермеры стали массово продавать скот вместо голодающей Венесуэлы в Колумбию: те платят твердой валютой вместо дешевеющего на глазах боливара и дают больше, чем можно выручить внутри страны.
WSJ добавляет, что в самой Венесуэле все чаще расплачиваются продуктами вместо денег. Например, когда профессору одного каракасского университета не хватило денег на парковку, она отдала два яйца, а ее университет расплатился с программистом упаковкой яиц.
В других сферах Мадуро продолжал идти по пути административного регулирования. Например, в 2014 г. он издал закон, который запрещал инвесторам выводить капитал из страны раньше чем через пять лет, переводил споры в местные суды, разрешал экспроприацию, пишет FT.
Оппозиция не смогла
Все это не могло не вызывать недовольства населения. В декабре 2015 г. на парламентских выборах оппозиция получила 109 мест из 164. Первым делом победители сняли со стены парламента портреты Чавеса и Боливара, пишет The New Yorker. Затем попытались отстранить Мадуро от власти с помощью референдума. Дело забуксовало уже на первом этапе – ряд местных судов аннулировали собранные в поддержку референдума подписные листы якобы из-за большого количества брака, констатирует правозащитный блог WOLA. Национальный избирательный совет Венесуэлы поддержал их, признав недействительными более 600 000 подписей, сообщало ВВС, а 1,3 млн человек предложил в течение пяти дней прийти на избирательные участки и подтвердить свою личность. «Если они выполнят все требования, референдум об отставке состоится в следующем году, точка», – заявил Мадуро.
Он не просто тянул время. По венесуэльскому законодательству если бы референдум состоялся позже 10 января 2017 г., то даже в случае импичмента вместо новых выборов оставшиеся два года страной стал бы править вице-президент, назначенный Мадуро. 9 января 2017 г. парламент проголосовал за отставку Мадуро. Юридической силы его решение не имело, но Мадуро это не понравилось. 29 марта Верховный суд взял на себя полномочия парламента. Это стало отправной точкой для протестов по всей стране. Уже через три дня Верховный суд вернул полномочия парламенту обратно, но улицу это не успокоило. 19 апреля состоялся крупнейший митинг, «Мать всех маршей». По некоторым оценкам, в нем участвовало до 6 млн по всей стране.
У кого зуб на Мадуро
У Мадуро есть несколько излюбленных тем. Например, святость Чавеса и борьба Запада с независимой Венесуэлой, идущая со времен колонизации Америкой до наших дней.
Когда-то Мадуро рассказывал, как увидел маленькую птичку и понял, что это дух Чавеса, который его благословляет. Весной прошлого года в стране бушевали антиправительственные выступления из-за фактического разгона парламента. Жестокости хватало с обеих сторон. В Баринасе 19-летний протестующий был убит пулей, как подозревается, бойца боливарианской гвардии. В ответ был подожжен дом Чавеса в этом городе, писала El Nacional.
«Сгорело все, кроме небольшого участка стены с портретом Чавеса, – объявил нации Мадура. – Это чудо!»
Во время другой антиправительственной демонстрации, в Каракасе, ее участники подожгли 21-летнего юношу. Версии разнятся. По одной, его поймали на воровстве. По другой, он объявил себя сторонником Чавеса. Мадуро озвучил последнюю версию и сравнил протестующих с ку-клукс-кланом. После этого он переключился на убийства индейцев конкистадорами, цитирует The New Yorker: «Кто убил их всех, чернокожих и индейцев? Европа – те же европейские элиты, которые сейчас нападают на Венесуэлу. Они делают это, потому что мы индейцы, потому что мы черные, потому что мы метисы, потому что мы боливарианцы. Вот почему у них зуб на Николаса Мадуро, скромного президента Венесуэлы».
Почему важна явка
Оппозиция Венесуэлы раздроблена на три крупные партии и множество более мелких, констатирует The New Yorker. После триумфальных выборов 2015 г. она, казалось, объединится на почве противостояния Мадуро. Но перессорилась на почве того, как именно с ним бороться.
Мадуро постепенно выбивает противников из игры. Например, в 2014 г. якобы за подстрекательство к насилию во время акций протеста был осужден на 14 лет Леопольдо Лопес (в прошлом году тюрьму сменили на домашний арест). В феврале 2015 г. посажен под домашний арест Антонио Ледесма. А главного соперника Чавеса и Мадуро на последних выборах, Каприлеса, Верховный суд в апреле прошлого года лишил на 15 лет права заниматься политикой.
Журналистке The New Yorker Мадуро объяснял: его действия обусловлены исторической необходимостью. Революция была до сих пор снисходительна, но настало время, чтобы «контрреволюционеры» познакомились со «справедливостью и твердостью». Человеку со стороны непросто понять, что происходит в Венесуэле, добавил он: «Мы в разгаре ускорения революционного процесса».
Чтобы окончательно избавиться от оппозиционного парламента – Национальной ассамблеи, Мадуро 2 мая подписал указ о созыве Национальной конституционной ассамблеи (она же Национальная учредительная ассамблея), которая займется изменением конституции и на время станет главным законодательным органом страны. На организованном оппозицией референдуме большинство граждан высказались против, но это не помешало Мадуро 30 июля 2017 г. провести выборы в ассамблею и упразднить парламент.
Конституционная ассамблея оказалась лояльна Мадуро, пишет FT, менее населенные сельские районы, где сильны позиции президента, получили непропорционально большое представительство в сравнении с более оппозиционными городами (по данным CIA World Factbook, в прошлом году в городах жило 89% населения Венесуэлы).
Фактически это были выборы без выбора, уточняет ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян: «Конституционная ассамблея устроена по принципу квот: столько-то представителей рабочих, столько-то – крестьян, столько-то – индейцев. Нужных Мадуро людей отбирали на этапе выбора кандидатов в рамках этих квот. За кого бы ни проголосовали пришедшие на выборы, это не влияло на расклад сил в ассамблее».
Одним из первых шагов Конституционной ассамблеи стала смена оппозиционного Мадуро генпрокурора страны, Луисы Ортеги Диас, на более покладистого кандидата. В конце концов основной закон изменят так, что в стране воцарится однопартийная система, передает Fox News опасения оппозиции.
Не тот МРОТ
Когда к власти в США пришел Барак Обама, казалось, это дает шанс на перезагрузку отношений, пишет The New Yorker. Но этого не случилось. Ясно, что Мадуро куда более слабый лидер, чем Чавес, и вряд ли он сможет сохранить единство страны, объяснял высокопоставленный американский чиновник. При Дональде Трампе отношения совсем осложнились, признал Мадуро.
После выборов в Конституционную ассамблею США 31 июля 2017 г. ввели санкции против Мадуро – заморозку всех его активов, которые обнаружатся в юрисдикции США, и запрет на деловые контакты американцев с венесуэльским президентом. Аналогичные меры распространены и на ряд действующих и бывших высокопоставленных чиновников. В августе санкции расширились запретом американским компаниям продавать и покупать долларовые облигации правительства Венесуэлы и государственной нефтекомпании PDVSA.
Санкции против Венесуэлы согласовали и страны ЕС. Это запрет на продажу оружия и оборудования, которое может использоваться для слежки за оппозицией.
В ответ Мадуро пообещал перейти в расчетах за нефть с доллара на другие валюты, сократить торговлю с США и в 2018 г. снизить зависимость от нефти. Например, он планирует развивать добычу полезных ископаемых с помощью разнообразных льгот, повысить налоги на богатых, усилить контроль за обменом валюты.
Сын Мадуро, которого тоже зовут Николас, в беседе с The New Yorker назвал новую экономику страны «гибридной» и рассказал про план поднять сельское хозяйство с помощью частно-государственных партнерств. Но не только – еще планируются коммуны «вроде советских», уточнил он, имея в виду колхозы.
В марте 2018 г. минимальная зарплата в Венесуэле повышается с 248 000 до 392 500 боливаров, объявил Мадуро. По официальному курсу теперь МРОТ больше $12, по неофициальному – меньше $2. В прошлом году Мадуро повышал МРОТ шесть раз.
Новые выборы
Президентские выборы в Венесуэле должны были состояться 22 апреля 2018 г., но на прошлой неделе перенесены на 20 мая, чтобы пройти одновременно с выборами в местные органы власти. 2 марта завершилась регистрация кандидатов. Кроме Мадуро в гонке примет участие еще пять человек. Крупнейшая коалиция оппозиции «Круглый стол демократического единства» объявила выборам бойкот. Но лидер одной из входящих в нее партий, «Прогрессивного авангарда», Энри Фалькон проигнорировал общее решение и выдвинул свою кандидатуру. Он считается самым серьезным противником Мадуро. Судя по опросам, за него может проголосовать 24% избирателей, за Мадуро – 18%, пишет AFP. Правда, предупреждает агентство, Фалькон был губернатором штата Лара, но в октябре прошлого года с треском проиграл перевыборы.
Дабагян из Института Латинской Америки тоже допускает, что Мадуро удастся переизбраться на второй срок: «Венесуэла разделена примерно на два равных лагеря. Мадуро опирается на бедняков, которые стоят и ждут с протянутой рукой подачек от государства, сельское население и так называемую боливарианскую буржуазию, контролирующую многие отрасли хозяйства. К тому же он сохраняет контроль над армией, которая распределяет продукты между бедняками, чтобы избежать беспорядков в очередях».
Военные получают в стране все больше власти. Так, чтобы взять под контроль импорт, в 2016 г. Мадуро создал единого оператора для пяти крупнейших портов страны и поставил руководить им генерала Эфраина Беласко Луго. А в конце прошлого года Мадуро назначил генерал-майора Национальной гвардии Мануэля Кеведо на один из важнейших постов страны – министра нефти и энергетики и президента государственной нефтекомпании PDVSA. До этого Кеведо был министром жилищного обеспечения. А другой военный, генерал-майор Карлос Осорио Самбрано, стал министром транспорта. Одна из его задач – восстановить порядок в сфере общественного транспорта после того, как во время протестов уже сожгли 500 автобусов. И похоже, сгорит еще немало.