Учитель Мадуро

Оценивает ли российское правительство итоги правления Чавеса и Мадуро
В 2016 г. инфляция составила 800%, производство упало почти на 20%. В 2017-м инфляция может достичь 2000%, а спад стать еще больше. И это в стране с одними из самых больших запасов нефти в мире!

Десять лет назад, в июле 2007 г., я написал колонку по поводу приезда в Москву венесуэльского президента, которая называлась «Учитель Чавес». Президент Чавес учил российское правительство макроэкономическому консерватизму на примере собственной страны. Было понятно, что невозможно побороть бедность с помощью субсидирования цен на бензин и печатного станка, экономически опасно заставлять частные предприятия сдерживать цены – это приводит к дефициту, – и совсем уже самоубийственно национализировать средние предприятия, чтобы бороться с дефицитом. Справедливости ради, «экономика по Чавесу» привела к некоторому снижению неравенства, но цена, которую заплатила венесуэльская экономика – один из крупнейших в мире экспортеров нефти в период быстро растущих цен на нефть! – оказалась так высока, что, действительно, опыт стал уроком и для российского правительства, и для любого другого, готового учиться на чужих ошибках.

Чавес умер от рака в 2013 г., оставив «наследника», Николаса Мадуро, которому, правда, пришлось выиграть президентские выборы (выборы были настоящими, и соперник, губернатор одного из крупнейших штатов, проиграл меньше 1% голосов). И из действий Мадуро тоже можно извлечь некоторые уроки. За четыре года в борьбе с оппозицией президент Мадуро превратил вялотекущую стагнацию в острый экономический кризис. Цены на нефть упали, но попытки бороться с инфляцией административными методами только усилились. Усиление административного давления привело только к большему дефициту, падению производства и уровня жизни. В 2016 г. инфляция составила 800%, а производство упало почти на 20%. В 2017-м инфляция может достичь 2000%, а спад стать еще больше. И это в стране с одними из самых больших запасов нефти в мире! (Цены на нефть упали в последние три года, но они по-прежнему довольно высокие по историческим меркам.)

Печальный «урок Мадуро» состоит в том, что тяжелейшие экономические трудности, вызванные разрушительной экономической политикой, вовсе не обязательно подрывают власть лидера. За четыре года постоянного ухудшения экономической ситуации Мадуро прошел путь от демократически избранного лидера, набравшего чуть больше 50% голосов, до полноценного диктатора. Прошедший только что «референдум», осуществленный с заметными нарушениями, фактически лишил оппозицию законных методов борьбы за власть, укрепив позиции Мадуро. То есть всем гражданам, включая самых бедных – опору режима, стало хуже, но сопротивление захвату власти диктатором фактически ослабло. Урок тем, кто ждет, что плохие экономические новости для страны и ее граждан – предвестники политических изменений в сторону демократии. Что, почувствовав на собственной шкуре цену поддержки той или иной экономической или внешней политики, граждане и «политический класс» разочаруются в лидере. Нет такой закономерности – во всяком случае, в краткосрочной или среднесрочной перспективе.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»