Эксперты КГИ предлагают изменить закон о выборах в Госдуму

Основное новшество – переход к системе, которая распределит мандаты пропорционально голосам
Чем больше мандатов в одном округе, тем верней отражается в итогах голосования воля избирателей, считают авторы законопроекта
Чем больше мандатов в одном округе, тем верней отражается в итогах голосования воля избирателей, считают авторы законопроекта / Александр Рюмин / ТАСС

Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина и депутат Госдумы Дмитрий Гудков предлагают изменить закон о выборах в Госдуму. Основное новшество – переход к связанной смешанной системе, которая распределит мандаты пропорционально голосам: как объясняет Гудков, если партия получила 35% голосов по партспискам, то по этой системе она получит примерно и 35% мандатов в Госдуме в целом.

Один из разработчиков законопроекта – Аркадий Любарев – приводит в пример выборы муниципалитета Ярославля 14 октября 2012 г., где «Единая Россия» получила при голосовании по партийным спискам 40,8%, но это конвертировалось в 9 мандатов из 19 (47,4%); а по мажоритарной части ее кандидаты победили в 16 одномандатных округах из 19; у «Единой России» оказалось 25 мандатов из 38, т. е. 65,8%. То есть «Единая Россия» получила сверхпредставительство в 24%, из которых 6% – за счет искажений внутри пропорциональной системы и 18% – за счет мажоритарной. Наиболее близкий аналог к предлагаемой КГИ системе – выборы в германский бундестаг, заключает Любарев.

Новшество и в переходе к двух- и трехмандатным округам. По словам Гудкова, это позволит добиться большего представительства оппозиционных партий. «Если партию поддерживает 50–60% избирателей, она, скорее всего, завоюет оба мандата в двухмандатном округе и два – в трехмандатном. Но если 30–40%, придется довольствоваться одним мандатом, ее представительство будет более адекватным. Шансы на победу получают и другие партии, с 15–20% поддержки избирателей», – считает Любарев.

Предлагаемая система минимизирует сверхпредставительство одной партии, у оппозиционных кандидатов появляется возможность провести кандидатов в мажоритарной части, значительную часть регионов не надо резать, поэтому исчезают манипуляции с нарезкой, резюмирует Любарев.

Среди других изменений – возврат избирательного залога, в частности, для самовыдвиженцев по одномандатному округу предлагается собирать «не менее 0,5% подписей» или вносить залог в 10% от суммы всех расходов из средств избирательного фонда; повышение допустимой доли брака при сборе подписей до 20%; снижение заградительного барьера до 3% с нынешних 5%.

В документе пока не сказано об избирательных блоках, но это положение будет добавлено, говорит еще один разработчик законопроекта – Андрей Максимов.

Исполнительный секретарь политкомитета партии «Яблоко» Галина Михалева считает законопроект сложным: достаточно отменить фильтры для партий и ввести избирательные блоки. С последним согласен и член политкомитета партии «Яблоко» Виктор Шейнис, его предложение – распространить избирательный залог и на партии. Лидер партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев и зампред «РПР-Парнаса» Константин Мерзликин согласны с Шейнисом.

Главное отличие от избирательного кодекса, который также готовил КГИ, – замена одномандатных округов на многомандатные, говорит член КГИ Александр Кынев: «Административный ресурс устроен примитивно, он не может работать на нескольких кандидатов одновременно». По мнению Кынева, главное в документе – избирательный залог, поскольку ключевая проблема выборов – недопуск партий: «Может быть забраковано даже небольшое количество подписей, которые нужно собрать».

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что у политической оппозиции утрачен интерес к одномандатным округам, а законопроект может только усугубить ситуацию.

С 2016 г. Госдума будет избираться по смешанной системе: половина – по партийным спискам, другая – по одномандатным округам. Законопроект КГИ будет применять, когда наступит время, и, несмотря на то что Дмитрий Гудков собирается внести его в Госдуму, иллюзий, что его примут, у КГИ нет, говорит член КГИ Евгений Гонтмахер.

Германский опыт показывает сложности работы этой системы, говорит директор по исследованиям прокремлевского фонда ИСЭПИ Александр Пожалов: в 2000-е гг. там на выборах возникала ситуация, когда партиям выделялись дополнительные места в парламенте, поскольку при этой системе возможна ситуация, когда квота мандатов для партии во всем парламенте меньше, чем количество округов, которые она выиграла. «У нас эта ситуация невозможна, потому что в Конституции закреплено, что Госдума состоит из 450 депутатов, но ситуация, при которой эта диспропорция возникнет, – суммарная квота партии в парламенте окажется меньше, чем количество мандатов, которые она выиграла в округах, – возможна», – говорит Пожалов. Спорный, по его мнению, момент – введение многомандатных округов, может возникнуть ситуация, что в парламент пройдут кандидаты, набравшие 15% голосов, и тогда возникнет вопрос, насколько их можно считать популярными в своем регионе: «Это откроет дискуссию о депутатах первого сорта и депутатах-заднескамеечниках». Система с двух- и трехмандатными округами облегчает ведение избирательной кампании, поскольку можно оставаться в границах крупного города, говорит Пожалов, но именно смешанная нарезка, которую активно критиковали эксперты КГИ, позволяет партии работать на территории всего региона.

Этот законопроект в общей логике проектов КГИ Кудрина, говорит политолог Михаил Виноградов: «Идет подготовка теневого пакета документов, которые когда-нибудь могут быть востребованы». Сейчас же авторам предстоит решить, на чем делать продвижение законопроекта – на сложной системе нарезки либо на идее дерегулирования избирательного законодательства, заключает он.