У США есть экономическое оружие против России: нефть и газ

США могут приложить значительные усилия для снижения энергозависимости Европы от России, отменив запрет на экспорт нефти и ускорив работы по поставкам СПГ
Tim Rue
Tim Rue / Bloomberg

В США думают над тем, какие санкции применить к России, чтобы оказать на нее давление в украинском вопросе. Первые санкции, как следует из заявлений высокопоставленных американских чиновников, могут быть введены уже в ближайшие дни. Это могут быть наиболее простые в реализации меры, например введение ограничений на выдачу виз представителям российских властей, ответственных, по мнению США, за эскалацию напряженности в Крыму. Однако в более долгосрочной перспективе Вашингтон может попытаться лишить Россию одного из ее главных экономических козырей - доминирующего положения в сфере поставок энергоресурсов в Европу.

«Поддержать союзников»

В последние годы в США благодаря сланцевой революции резко увеличились объемы добычи нефти и газа. Представители добывающей отрасли, промышленного сектора и политики стали обсуждать вопрос о масштабном экспорте газа и отмене запрета на экспорт нефти, действующего с 1970-х гг. Пока дебаты по этим вопросам велись с точки зрения бизнеса, экономики и окружающей среды.

Но сейчас сланцевый бум в США может стать фактором геополитики, пишет Financial Times. Джон Бонер, лидер республиканцев в палате представителей конгресса США, заявил вчера, что необходимо дать Европе возможность закупать американский газ: «Мы не должны заставлять наших союзников и дальше зависеть от [президента России Владимира] Путина в своих энергетических потребностях”.

Экспорт газа из США фактически ограничен поставками в страны, с которыми у них есть соглашение о свободной торговле. По трубопроводам в Канаду и Мексику, с которыми это соглашение есть, идут большие объемы, но поставки сжиженного природного газа (СПГ) пока ничтожны. Строительство первого за пределами Аляски терминала по сжижению газа пока только ведется. В феврале министерство энергетики одобрило строительство экспортного СПГ-терминала в штате Луизиана - шестого с тех пор, как оно стало выдавать такие разрешения в 2011 г. В минэнерго подано еще около 20 заявок. Бонер назвал такие темпы «мучительно медленными». «Отменить фактический запрет и ускорить одобрение заявок на экспорт газа - очевидный шаг, который США могут предпринять, чтобы поддержать своих союзников и противостоять агрессии со стороны России, создав при этом рабочие места для американцев”, - заявил он.

Учитывая то, что на финансирование и строительство СПГ-терминалов нужно время (а принимающая сторона также должна обеспечить инфраструктуру для получения и разжижения газа), даже ускорение процесса подготовки к экспорту СПГ не поможет Европе во время нынешнего кризиса на Украине, говорит Брэндон Барфорд, партнер Beacon Policy Advisors. Первые поставки СПГ начнутся не ранее 2015 г. «Однако в долгосрочной перспективе украинский вопрос будет оказывать весьма заметное влияние на внутриполитическую дискуссию о национальной безопасности, потому что ястребы начнут объединяться с представителями энергетической отрасли и настаивать на ускорении экспорта», - говорит Барфорд.

«Возможность противостоять влиянию России»

Такие компании, как ExxonMobil, ConocoPhillips и Royal Dutch Shell, поддерживают идею по наращиванию экспорта газа и отмене запрета на зарубежные поставки нефти. Они смогут получить дополнительную прибыль, поставляя энергоресурсы на мировые рынки из сланцевых месторождений Bakken в Северной Дакоте и Eagle Ford в Техасе. Также от этого выиграют многие другие компании, которые смогут строить нефте- и газопроводы, а также терминалы по сжижению газа.

С другой стороны, крупные промышленные компании, например Dow Chemical, выступают против экспорта газа. Они опасаются, что это может привести к росту цен на топливо на внутреннем рынке. А защитники окружающей среды заявляют, что экспорт нефти и газа сделает мир еще более зависимым от ископаемого топлива, и настаивают на развитии более чистой энергии из возобновляемых источников.

Цена газа в США составляет примерно треть от цены в Европе и четверть - от цены в Азии. Поэтому компании намеревались поставлять его прежде всего именно в Азию.

Однако если правительство США сделает вопрос обеспечения Европы энергоресурсами важным аспектом национальной безопасности, приоритеты могут измениться, по крайней мере частично. В понедельник республиканец Фред Аптон, председатель комитета по энергетике и торговле палаты представителей, заявил, что США должны помочь, в частности, Восточной Европе получать доступные энергоресурсы не из России. «Наращивание экспорта американского СПГ - это возможность противостоять влиянию и мощи России, и для достижения этой цели мы должны быстро использовать меры энергетической дипломатии», - сказал он.

Сейчас Европа около 30% газа импортирует из России, которая неоднократно использовала зависимость Старого Света от него в качестве инструмента экономического давления, отмечает The Wall Street Journal. Когда возникали ценовые или политические споры, Россия замедляла или приостанавливала поставки газа. На этой неделе «Газпром» отменил скидку на газ для Украины, предоставленную в конце прошлого года президенту Виктору Януковичу, ныне отстраненному от власти.

В Восточной Европе между тем уже создается инфраструктура для импорта СПГ, поскольку ряд стран не первый год стремятся ослабить энергозависимость от России. В Южной Корее для Литвы было построено судно с говорящим названием «Независимость», которое с декабря станет плавучим терминалом, доставляющим СПГ в порт Клайпеды. Для литовцев «Независимость» - козырь на переговорах с «Газпромом» о поставках более дешевого газа с 2015 г. Польша в этом году должна завершить строительство крупного СПГ-терминала стоимостью 1 млрд евро неподалеку от балтийского города Свиноустье. Россия ежегодно поставляет в Польшу около 9 млрд куб. м газа, а емкость нового терминала составит 5 млрд куб. м с возможностью расширения до 7,5 млрд куб. м. Кроме того, власти Эстонии и Финляндии обсуждают вопрос о том, какая из стран станет хозяйкой еще одного терминала на Балтике.

Нефтяная поддержка

В то время как для поставок газа за рубеж нужна дорогостоящая инфраструктура, возможность экспорта нефти зависит только от политического решения. Запрет на экспорт был нужен для того, чтобы ограничить зависимость США от импорта. Однако закупки нефти за рубежом с конца 2000-х гг. сокращаются из-за роста внутренней добычи, прежде всего за счет сланцевых месторождений. Министр энергетики США Эрнест Мониц не исключает того, что ограничения на экспорт энергоресурсов будут ослаблены. В октябре 2013 г. США экспортировали лишь около 56 000 баррелей нефти в день. Это менее 1% от импорта, составившего в том месяце 7,7 млн баррелей в день. При этом ожидается, что к 2019 г. объем добычи нефти в США превысит рекордный уровень, отмеченный в 1970 г. А во второй половине нынешнего десятилетия они станут крупнейшей нефтедобывающей страной мира.

Добыча (синяя кривая) и нетто-импорт (зеленая кривая) нефти в США, млн баррелей в день (среднее за год)

Tim Rue
Tim Rue

Закон сейчас предполагает выдачу ограниченного числа лицензий на экспорт нефти, и президент Барак Обама может дать указание министерству торговли смягчить правила их выдачи. Или конгресс может проголосовать за полную отмену запрета.

Кроме того, в США быстро растет производство и экспорт нефтепродуктов (он не ограничен). По данным, собранным WSJ и консалтинговой компанией IHS, американские НПЗ намерены увеличить объемы нефтепереработки по крайней мере на 400 000 баррелей в день к 2018 г. Поэтому экспорт нефтепродуктов тоже может вырасти, тем более что компании планируют построить несколько заводов по переработке сверхлегкой нефти, добываемой на сланцевом месторождении Eagle Ford в Техасе. Это относительно недорого и быстро: такие заводы осуществляют только один этап переработки нефти в бензин или дизельное топливо, а далее такую наполовину переработанную нефть могут транспортировать на танкерах за рубеж.

События на Украине вновь напомнили европейцам об их зависимости от российского газа, которую Европа теперь всеми силами будет пытаться сократить, отмечает Ник Батлер, обозреватель по энергетике Financial Times. Будут расти вложения в производство энергии из возобновляемых источников, Германия может продлить на несколько лет процесс закрытия АЭС, а уголь по-прежнему будет активно использоваться, особенно в странах Восточной Европы, добавляет он. (Кстати, Европа в последнее время покупает все больше американского угля, который вытесняется из энергосистемы США газом.)

«Новые СПГ-терминалы позволят диверсифицировать источники поставок энергоносителей. Страны Восточной Европы, все еще использующие для поставок газа и электроэнергии старую инфраструктуру времен СЭВ, тем более заинтересованы в скорейшей переориентации на западноевропейские системы, - указывает Батлер. - Вряд ли эти меры окажут немедленное влияние на Россию, но спустя какое-то время она может обнаружить себя вытесненной с одного из своих традиционных и наиболее прибыльных рынков».