США в 2014 году будут решать вопрос об отмене запрета на экспорт нефти
Мнения о последствиях этого шага разнятся, но часть аналитиков считает, что вывод на мировой рынок американской нефти может уронить цену Brent на 5-30%С другой - сейчас баррель американской легкой нефти стоит примерно на $14 меньше, чем баррель североморской Brent, считающейся мировым эталоном. В случае экспорта дисконт может сократиться, а цены - выровняться, потому что на побережье Мексиканского залива нефть можно продать по цене, близкой к мировой.
Экспорт нефтепродуктов - бензина и дизельного топлива - из США идет рекордными темпами, однако сырая нефть до сих пор остается внутри страны. Запрет правительства на ее экспорт действует с 1970-х гг. Но в последние годы, когда добыча нефти в стране стала быстро расти, в Вашингтоне начали думать о том, стоит ли его отменить. Споры по этому поводу должны стать одной из самых главных тем на рынке нефти в этом году. Пока американские политики думают, как возобновление экспорта сырой нефти может отразиться на ценах на бензин на внутреннем рынке, трейдеры сосредоточены на том, как изменится ситуация на рынке, а инвесторы пытаются определить, какие добывающие и перерабатывающие компании выиграют или проиграют от этого.
Несмотря на рост добычи, США до сих пор импортируют 7 млн баррелей нефти в день. Однако нефть из сланцевых месторождений в Северной Дакоте и Техасе легкая, низкосернистая. С одной стороны, нефтеперерабатывающим заводам, сосредоточенным на побережье Мексиканского залива, сложно переработать такие объемы и собственной, и импортной легкой нефти, значительная их часть предназначена для переработки более тяжелой нефти, поэтому нефть для экспорта найдется.
Сенатор-республиканец из энергетического комитета Лиза Мурковски на прошлой неделе призвала отменить «устаревший» запрет на экспорт нефти, ссылаясь на возможное затоваривание рынка легкой нефтью. Комитет в скором времени может рассмотреть этот вопрос на слушаниях.
Некоторые политики боятся, что снятие запрета приведет к росту цен на бензин и, следовательно, недовольству избирателей. Есть некоторые доказательства, что удержание нефти внутри страны создает небольшую выгоду для американских водителей. В начале 2010 г., перед началом нефтедобывающего бума в США, водители в регионе, не имеющем выхода к морю - в Скалистых горах, платили за галлон бензина всего на $0,15 меньше ($0,04/л), чем жители восточного побережья, где есть конкуренция за поставки на мировых рынках. В начале этого года ценовая разница в этих регионах достигла $0,3 за галлон ($0,08/л).
Том Клоза из Oil Price Information Service считает, что отмена запрета на экспорт нефти вызовет рост цен на легкую американскую нефть до мирового уровня и в краткосрочной перспективе это приведет к подорожанию бензина и дизельного топлива. Другие эксперты, наоборот, считают, что в итоге цены на бензин в США снизятся. Так, аналитик Citigroup Сет Клейнман полагает, что в результате прихода на мировой рынок американской нефти баррель нефти Brent подешевеет на $5 и цена бензина снизится на $0,24 за галлон ($0,063/л).
Экономист-энергетик Филип Верлегер описывает более драматичный сценарий. По его подсчетам, отмена запрета на экспорт американской нефти выведет на мировой рынок дополнительно 5 млн баррелей легкой, низкосернистой нефти в день. Таким образом, предложение этого вида сырья увеличится на 15-20%. При прочих равных условиях цены на такую нефть могут снизиться на 30%, или примерно на $30.
Некоторые эксперты считают, что от снятия запрета пострадают американские, но выиграют европейские НПЗ. Мнения самих американских нефтепереработчиков разделились. Valero, крупнейшая нефтеперерабатывающая компания, выступает за сохранение запрета. «Рынок нефтепродуктов, как правило, следует за ценой нефти Brent, являющейся индикатором для сырой низкосернистой нефти. Поэтому для нас выгодно перерабатывать сырую нефть, которая торгуется со скидкой к Brent», - говорится в ее квартальном отчете.
С ним согласен гендиректор нефтеперерабатывающей компании Philadelphia Energy Solutions Филип Ринальди, который называет отмену запрета «очень плохой идеей». «Я бы предпочел сам добавлять стоимость и продавать ее другим, чем вести себя как колония для остального мира, продавая сырье, чтобы уже другие добавляли стоимость и продавали нам обратно более дорогие продукты», - говорит он. Но другие нефтепереработчики, например Phillips 66 и Marathon Petroleum, выступают за свободную торговлю и не возражают против отмены запрета.
Окончательное решение о сохранении, смягчении или отмене запрета на экспорт нефти остается за министерством торговли США, которое по этому поводу пока молчит. Также есть большие сомнения, что разобщенный конгресс договорится изменить политику в этой области на законодательном уровне. «Если компании в Северной Дакоте начнут увольнять людей, может быть, это заставит людей в Вашингтоне поменять свою политику», - говорит руководитель по исследованиям сырьевого рынка Goldman Sachs Джеффри Карри.
Перевел Алексей Невельский