Быстрый рост добычи и потребления нефти в США застал всех врасплох
Сланцевый бум ломает долгосрочные тенденции, способствуя возрождению промышленности и ставя вопрос об экспорте американской нефтиВ США спрос на нефть растет так быстро, что статистические службы даже стали испытывать сложности с ведением адекватного учета. В ноябре Управление энергетической информации США начало публиковать еженедельные отчеты, которые показывали рост потребления нефти в стране на 4-5% по сравнению с 2012 г. А рост спроса на такие продукты, как пропан или пропилен, используемые на нефтехимических заводах и в сельском хозяйстве, выражался в конце года двузначными числами (по итогам года он составил 8%).
Для экспертов это оказалось настолько неожиданным, что многие даже отказывались всерьез рассматривать эти цифры, пишет Financial Times: уже давно считается, что долгосрочный тренд в потреблении нефти - понижательный, ведь компании в течение многих лет выводили производство в другие страны, а двигатели автомобилей становятся все более экономичными. Но когда появились более полные и надежные помесячные данные, некоторые наблюдатели заговорили о масштабных изменениях на рынке. «В последние годы больше всего нефти потребляли развивающиеся страны, теперь США снова становятся лидером по этому показателю», - говорит Джеффри Карри, руководитель отдела анализа сырьевых рынков Goldman Sachs.
Еще в декабре Международное энергетическое агентство (МЭА) предсказывало, что рост спроса на нефть в Китае по итогам 2013 г. будет почти вдвое больше, чем в США. Более того, оно прогнозировало уменьшение потребления нефти в США в 2014 г., в седьмой раз за 10 лет. Но на этой неделе МЭА изменило свои оценки. Оказалось, что увеличение спроса на нефть в США в 2013 г. оказалось больше, чем в Китае (впервые с 1999 г.), и в следующем году оно продолжится.
Рост спроса на нефть в США можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сланцевый бум не только ведет к росту нефтедобычи, но и провоцирует увеличение спроса в США, которые по-прежнему остаются крупнейшим потребителем нефти в мире. Во-вторых, меняется ситуация на мировом нефтяном рынке. Если с начала века он зависел прежде всего от ситуации в Китае, быстрый экономический рост в котором способствовал росту спроса и цен, то теперь на нем появился и другой источник повышенного спроса в виде американских фермеров, водителей и промышленников.
Хоть увеличение добычи сланцевой нефти и не привело к значительному снижению цен на бензин, оно позволило удержать их на уровне $3-4 за галлон (или примерно $0,8-1,05 за литр) в течение последних двух лет. В итоге это привело к увеличению потребления бензина в США (а на его производство идет почти 10% нефти в мире). Кроме того, это нарушило еще один тренд последних лет. Аналитики Goldman Sachs отмечают, что во втором полугодии 2013 г. увеличился средний расход топлива автомобилей. Это произошло из-за того, что американцы стали чаще покупать внедорожники: объем их продаж в прошлом году вырос на 12%. Между тем в годы перед финансовым кризисом, когда цены на нефть сильно выросли, а также после, когда домохозяйства сокращали расходы, американцы предпочитали приобретать гораздо более экономичные автомобили.
Также в США увеличилось на 8% использование пропана в сельском хозяйстве, а нефтехимическая промышленность на 2% увеличила закупки сырья, в изобилии появившегося и подешевевшего благодаря росту добычи сланцевых нефти и газа. «В будущем мы сможем назвать это время поворотным периодом не только для американской экономики, но и для американской промышленности», - говорит Мэттью Пэрри из МЭА. Агентство уже повысило прогноз роста спроса на нефть в США в 2014 г. с 1,2 до 1,3 млн баррелей в день и до 92,5 млн баррелей и может повысить его еще больше, отмечает Пэрри.
Хотя американские потребители поглотили часть растущего предложения нефти, быстрый рост добычи заставил власти США задуматься об отмене запрета на экспорт сырой нефти.
Однако помимо экономических факторов, которые необходимо учитывать при решении этого вопроса, большое значение имеют и политические. Зависимость от импорта нефти была ключевым фактором при проведении политики администрациями нескольких президентов, отмечает The Wall Street Journal. Поэтому даже сам факт начала публичной дискуссии об отмене 40-летнего запрета газета называет примечательным событием.
Теоретически снять запрет нетрудно. Закон предполагает выдачу ограниченного числа лицензий на экспорт нефти, и президент Обама может дать указание министерству торговли смягчить правила их выдачи. Или конгресс может проголосовать за полную отмену запрета. Однако конгрессмены единодушно говорят, что это вряд ли произойдет в нынешнем году. Главная причина, которую они называют, - это энергетическая безопасность. Увеличение экспорта может помешать стране сократить зависимость от импортной нефти. Кроме этого, перед промежуточными выборами в конгресс никто не хочет брать на себя ответственность за действия, которые могут привести к росту цен на бензин. «Эта дискуссия началась слишком быстро для Вашингтона, чтобы политики, и особенно республиканцы в конгрессе, уже могли сделать что-то конкретное», - говорит вице-президент нефтеперерабатывающей компании Tesoro Стивен Браун.
Тем не менее политики не смогут постоянно откладывать решение этого вопроса. По прогнозам МЭА, к 2015 г. США должны стать крупнейшим в мире производителем нефти. В агентстве считают, что, если не отменить запрет на экспорт, могут пострадать добывающие компании: им станет экономически невыгодно увеличивать добычу, так как цены на внутреннем рынке могут снизиться. «Сейчас эпоха избытка, а не нехватки энергоресурсов», - говорит Джек Джерард, президент Американского института нефти, представляющего интересы нефтегазовых компаний.
Рост нефтедобычи в США привел к падению импорта нефти и поставил на повестку дня вопрос об отмене почти полного запрета на ее экспорт
Динамика нефтяных показателей, млн баррелей в день (среднегодовые значения*)
Красная линия - «потребление», зеленая - «нефтедобыча», синяя - «импорт», оранжевая - «экспорт»
* данные за 2013 г. - с января по октябрь
Источник: Управление энергетической информации США
Но не все так однозначно. Энергетическая промышленность США не отличается единством. Пока действует запрет, от этого выигрывают нефтеперерабатывающие компании. Вряд ли они хотят перемен, которые могут им навредить.
Сенатор Рон Уайден, председатель комитета по энергетике и природным ресурсам, сказал, что планирует в ближайшие недели провести слушания по вопросу о снятии запрета на экспорт нефти, говорят его помощники. Уайден говорил ранее, что главным для него будет то, как будущее решение отразится на потребителях.
Как отмечает WSJ, сторонники отмены запрета не намерены спешить и у них есть стратегия на несколько лет. Пока добыча сланцевой нефти в США не увеличилась еще больше и вопрос не стал критичным, они будут ограничиваться его публичным обсуждением. «Пока американцы не будут убеждены, что это не приведет к росту цен на бензин, убедить их в необходимости начать экспорт нефти будет тяжело», - считает сенатор Лиза Муровски.