Почему не стоит скупать дешевеющие акции
В последние дни частные инвесторы устремились к брокерам10 марта, когда из-за срыва сделки ОПЕК+ российский фондовый рынок на открытие торгов рухнул сразу на 8%, а рубль следом за обвалом нефтяных котировок обесценился к доллару более чем на 5%, стало серьезным потрясением для частных инвесторов. Особенно для новичков, которые еще не нюхали пороху прошлых кризисов.
В начале торгов брокеры, набравшие за последние пару лет сотни тысяч неподготовленных клиентов, были атакованы инвесторами. В первые же минуты посещаемость биржевых приложений и сайтов выросла в 2–3 раза против среднедневных показателей, признались крупные брокеры.
«Начали звонить, спрашивать, что происходит, что делать с портфелем, покупать или продавать», – рассказывает руководитель отдела инвестконсультирования «Финама» Владимир Цыбенко. Начинающие инвесторы в такие моменты паникуют, сбрасывают дешевеющие акции и скупают дорожающую валюту, а это грозит убытками, когда рынок вернется к росту, сетует он: «Счастье для них, что понедельник, когда на международном рынке курс доходил до отметок 76 руб./$, в России был выходным». Чуть более опытные инвесторы, наоборот, используют панику, чтобы скупить подешевевшие активы. «У нас, к примеру, обычно нет очередей в офисе, а сейчас образовались – клиенты заносили в кассу наличные, чтобы пополнить счет», – делится Цыбенко.
Значительная часть держателей облигаций – это бывшие вкладчики, которые пришли в облигации в поисках более высокой доходности, но модель поведения у них осталась прежней, сетует гендиректор «Септем капитала» Денис Кучкин (сервис покупки-продажи облигаций Yango): «Столкнувшись с резким изменением цены нефти и рубля, они забывают, что инвестировали с целью получить доходность к погашению, поддаются эмоциям и начинают задумываться о покупках валюты».
Клиенты наблюдали за провалом цен на акции и у них руки чесались принять участие в «этом шабаше», делится наблюдениями гендиректор группы «Личный капитал» Владимир Савенок. Основной вопрос, по его словам, был: не пора ли покупать?
Спокойствие, только спокойствие
12 марта ситуация усугубилась после падения в среду американских индексов еще на 4,5–5% и обвального открытия в четверг утром (-8%). Индекс Мосбиржи снизился более чем на 7%, доллар подорожал еще почти на 2 руб.
Рынки падают второй раз в этом году: сначала – из-за коронавирусной истерии, теперь – из-за обвала цен на нефть. С достигнутых в этом году исторических максимумов индекс S&P 500 рухнул более чем на 25,5%, индекс Мосбиржи – почти на 29%.
«Я делаю ставку на кризисы. В последнее время они случаются где-то раз в 10 лет. А между кризисами я наслаждаюсь жизнью. Все, что мне нужно, – это один кризис за 20 лет. Обычно при обвале я покупаю много акций <...> Единственный совет, который я даю рядовому инвестору, – иметь в запасе сумму денег, которую можно будет вложить во время кризиса, когда другие не смогут этого сделать». В интервью «Ведомостям» 19 декабря 2018 г.
В такие моменты лучшая тактика для непрофессионального инвестора – сидеть в имеющихся активах и ничего не предпринимать, пока рынок не успокоится, напутствуют брокеры и управляющие активами.
«Главное – не паниковать, в существующей ситуации любые резкие движения могут навредить грамотно составленному портфелю гораздо сильнее, чем бездействие», – говорит гендиректор УК «Открытие» Константин Федулинский. Генеральный партнер Matrix Capital Павел Теплухин также рекомендует непрофессиональным инвесторам пока ничего не предпринимать: «Уже поздно что-то продавать, и еще рано что-то покупать».
Инвесторам лучше всего наблюдать за рынком, дожидаясь спада волатильности, категоричен главный аналитик ПСБ Богдан Зварич: «Сейчас основная задача – сберечь деньги, а не заработать. Рынки могут накрыть новые волны снижения, которые грозят принести инвесторам большие убытки». Возможность сделать покупки еще представится, убежден он. Нет уверенности в том, что через несколько недель активы не будут стоить еще меньше, чем сегодня, отговаривает от покупок аналитик «Атона» Михаил Ганелин.
Принимать решения о покупке или продаже нужно на спокойном рынке, когда волатильность рынка вернется к стандартной, поддерживает Савенок: «Только после шторма, когда станет понятен характер разрушений, можно принимать решения».
Туманные перспективы
Шторм, по мнению экспертов, пока далек от завершения. Коронавирус продолжает распространяться за пределами Китая и, хотя мировые регуляторы пытаются нивелировать экономические последствия с помощью монетарных мер, последнее внеплановое снижение ставки ФРС на 0,5 п. п. показало, что такие шаги оказывают поддержку рынкам лишь на короткий срок, скептичен Зварич. «В апреле корпорации начнут публиковать квартальные отчеты, и скорее всего ничего оптимистичного мы там не увидим, а значит, рынки продолжат падать», – опасается Савенок.
В ближайшие три месяца S&P 500 упадет до 2450 пунктов, сказано в отчете главного стратега Goldman Sachs по рынку акций США Дэвида Костина. Российский рынок вряд ли останется в стороне от мировых трендов, полагают эксперты.
Произошел слом устойчивого растущего тренда на основных фондовых рынках – США, Европы, Японии, их схожая динамика и масштаб падения говорят, что мы должны как минимум быть готовы к глобальной рецессии, считает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. «Эффект домино означает, что хорошие активы будут продаваться вместе с плохими, поэтому возможностей для покупки привлекательных по стоимости инструментов будет в избытке, но пока еще слишком рано думать об этих возможностях», – написал он в начале недели. Для того чтобы инвесторы разобрались, имеет падение кратко- или среднесрочную природу, требуется время, поэтому после падения с пика часто наблюдается боковик, когда спрос на бумаги борется с предложением, указывает Триси.
Майкл Стробек, директор по инвестициям Credit Suisse, тоже рекомендует не пытаться поймать дно, поскольку рынки сейчас движутся стремительно и зависят от ежедневных новостей. Уверенность будет постепенно возвращаться в течение ближайших 3–6 месяцев, полагает он, ожидая, что США и Европа смогут сдержать эпидемию и не допустить неконтролируемого спада в экономике. Многие экономисты придерживаются того же мнения.
Позаботиться о будущем
Пока ситуация на рынках не стабилизировалась, самое время взглянуть на свой портфель, оценить его риски и прикинуть, что купить, когда все прояснится. Можно оценить допустимые риски портфеля на случай нового обвала и снизить рыночный риск, добавив защитных активов в портфель, или, к примеру, захеджироваться с помощью фьючерсов, предлагает главный стратег BCS Global Markets Вячеслав Смольянинов.
Лучшая страховка в нынешней ситуации – диверсификация по классам активов, считают Стробек и Марк Хефеле, директор по инвестициям UBS Global Wealth Management. Хефеле, кроме того, рекомендует клиентам уже начать подбирать акции для долгосрочного портфеля – в частности, компаний, занимающихся медицинскими технологиями. Он также предпочитает акции развивающихся рынков акциям развитых – в том числе потому, что Китай демонстрирует определенные успехи в борьбе с эпидемией. Выгоду в долгосрочной перспективе также могут принести дивидендные акции и высокодоходные облигации, полагает Хефеле, а не склонным к риску инвесторам рекомендует долгосрочные казначейские облигации США, особенно привязанные к инфляции.
Савенок подумывает купить в свой личный портфель сильно подешевевший фонд гособлигаций развивающихся стран Vanguard Emerging Markets Government Bond, который платит 5% годовых без налогов, а также ETF на нефть, например United States Oil Fund (не более 5% активов), но лишь когда все устаканится. Ганелину нравятся российские дивидендные акции, например МТС и Московской биржи, которая зарабатывает на рыночной волатильности.
«Главный же совет – учиться! Изучайте свою реакцию на волатильность, смотрите, что вы можете легко выдерживать, а в какой момент становится некомфортно, чтобы понять настоящую переносимость риска», – говорит Смольянинов. Для многих частных инвесторов на российском рынке это первая серьезная волатильность, поэтому, если даже они упустят какую-то возможность, потеряют или переплатят, это окупится опытом, который еще не раз пригодится на длинном горизонте, резюмирует он.