Брокерские сервисы не справляются с активностью клиентов
Из-за обвала на рынках нагрузка на них возросла в 2–5 раз, обслуживание замедлилосьУтренний обвал на фондовом рынке привел к взлету активности частных инвесторов, сообщили «Ведомостям» несколько крупных российских брокеров.
«Сегодня в первые полчаса торгов мы наблюдали беспрецедентную нагрузку на сервис «Тинькофф инвестиции»: посещаемость приложения и число заявок оказались в пять раз выше среднестатистических показателей», – рассказывает представитель «Тинькофф». Он, в частности, обратил внимание на повышенную активность в сделках по обмену валют.
Активность клиентов во вторник стала рекордной, говорит директор по брокерскому бизнесу «БКС брокера» Олег Чихладзе: вдвое превышено среднее количество транзакций и входов в торговую систему, на 30% превзойден предыдущий рекорд, установленный 9 апреля 2018 г., после ужесточения международных санкций в отношении некоторых российских компаний и граждан.
Сегодня в первые минуты торгов количество пользовательских сессий в сервисе «личный кабинет» (в мобильном приложении и на сайте) превышало среднестатистическое значение в 3,5 раза, рассказывает директор департамента цифрового бизнеса «Открытие брокера» Алексей Глазков.
К концу дня ажиотаж, впрочем, пошел на спад. К пяти вечера активность инвесторов немного снизилась, но по-прежнему выше средней, отметил Чихладзе. В «Финаме» количество сессий утром была примерно вдвое больше обычного, но к вечеру вернулось к стандартным значениям, сообщил его представитель.
Почему возбудились клиенты
«Причины взлета активности клиентов очевидны: внезапный сильный рост доллара и более пристальное наблюдение за финансовыми рынками от новых, только пришедших на рынок розничных клиентов», – полагает Чихладзе. Активность клиентов подскочила из-за обвала на фондовых рынках, связанного с завершением сделки ОПЕК+ с 1 апреля 2020 г., уточняет Глазков.
Переговоры стран – экспортеров нефти 6 марта завершились провалом, сторонам не удалось договориться о продлении или заключении нового соглашения с Россией. В результате нефть Brent в понедельник подешевела на 30% еще на открытии торгов, а на зарубежных фондовых рынках начались распродажи: индекс S&P 500 упал на 7,6%, панъевропейский Euro Stoxx 600 – на 7,5%, японский Nikkei – на 5,1%. Российский рынок, в понедельник отдыхавший из-за праздников, во вторник открылся обвалом индексов Мосбиржи и РТС на 7,9–8,6%. Доллар на открытии Московской биржи подорожал на 4,15 руб. к закрытию пятницы – до 72,72 руб., евро – на 4,99 руб. до 82,5 руб.
По данным Московской биржи, оборот торгов акциями во вторник достиг 257,3 млрд руб. Это почти втрое выше среднедневного оборота с начала года – 91 млрд руб. – и в пять раз больше среднего оборота за прошлый год – 46 млрд руб.
Традиционно выросло количество конверсионных сделок, кто-то спекулировал на дешевеющих активах, кто-то, наоборот, докупал потенциально привлекательные бумаги по низким ценам, перечисляет Глазков. «Мы видим, что есть клиенты, которые пытаются сейчас заработать на просадке рынка», – соглашается представитель «Тинькофф». Пополнение брокерских счетов сейчас тоже выше, чем обычно, отметил он.
Дали сбой
Из-за роста волатильности на всех мировых площадках клиентская активность во вторник оказалась выше обычного. В частности, 9 марта в работе популярного американского приложения для торговли акциями Robinhood Financial возникли технические проблемы. Сервис перестал работать вскоре после открытия торгов в США. Около 10.30 по нью-йоркскому времени Robinhood заявил, что торговля акциями через него была «частично восстановлена», а полностью устранить проблемы удалось только к 15.30, пишет The Wall Street Journal. В понедельник индекс Dow Jones Industrial Average опустился на 7,8%, S&P 500 – на 7,6%, а Nasdaq Composite – на 7,3%. Компания объясняет сбои нагрузкой на свою инфраструктуру.
Высокая активность клиентов брокеров привела к сложностям в работе и некоторых российских торговых приложений, жаловались утром пользователи на форумах. «Тинькофф инвестиции» и «Сбербанк инвестиции» утром работали со сбоями, рассказывает сотрудница «Ведомостей»: «В «Тинькофф» не удавалось зайти примерно до 10.30 мск, а потом нельзя было посмотреть состав портфеля, а сервис «Сбербанк инвестиции» выдавал ошибку при попытке ввести логин и пароль». К полудню работа обоих сервисов, по ее словам, восстановилась.
Некоторые из опрошенных «Ведомостями» брокеров подтвердили, что повышенное число заявок могло приводить к задержкам, но факт сбоев в системах никто не признал.
«Сегодня утром в течение непродолжительного времени в связи с высокой нагрузкой на онлайн-сервисы пользователям «Сбербанк инвестора» требовалось больше времени для входа в приложение. В настоящий момент все системы работают в штатном режиме», – сообщил представитель Сбербанка.
У небольшой части клиентов могли быть задержки с отображением информации в мобильном приложении, признает представитель «Тинькофф».
В «Открытие брокере», по словам Глазкова, в начале торгов наблюдалась высокая нагрузка на клиентские сервисы, что сказалось на скорости их открытия. С 10 до 11 утра сервисы работали нестабильно, но падения, когда они были бы недоступны, зафиксировано не было, уверяет он.
Представители ВТБ,«БКС брокера» и «Финама» заявили, что их торговые сервисы в период повышенной нагрузки работали штатно.
К примеру, по словам Чихладзе, БКС брокер заранее начал адаптировать свои торговые системы к скачку волатильности, когда из-за коронавируса выросла волатильность американского рынка: «Мы добавили им мощностей с большим запасом».