Сергей Левкин: «Нужно оцифровать весь город»
Руководитель департамента градостроительной политики Москвы о проекте «СтроимПросто»Цифровая трансформация отраслей экономики, в том числе строительной отрасли, признана правительством Российской Федерации одним из ключевых направлений развития страны. Внедрение информационных технологий и цифровых подходов на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства помогает значительно сократить сроки строительства объектов и сделать прозрачным взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности. Одним из важнейших шагов на пути к этой амбициозной цели станет создание цифровой экосистемы строительной отрасли. На федеральном уровне реализация этой задачи намечена на 2030 г., а стройкомплекс Москвы уже вплотную подошел к ее решению.
Больше, чем цифровизация
Уже сейчас все госуслуги в сфере строительства в Москве предоставляются на mos.ru в электронном виде: 95% заявок обрабатывается исключительно онлайн. Мы автоматизировали все ключевые бизнес-процессы органов исполнительной власти стройкомплекса, наладили систему межведомственного электронного взаимодействия. Также мы активно внедряем в проектирование BIM-технологии, использование которых с 2022 г. станет обязательным для проектов, реализуемых за счет госбюджета. BIM позволяет исключить ошибки уже на стадии проектирования, что дает возможность строить быстрее и снижать издержки.
С помощью сервиса «Калькулятор процедур» можно спланировать в онлайн-режиме жизненный цикл строительного проекта с учетом заданных параметров объекта и ограничений территории, причем по каждой процедуре, которую должен пройти застройщик, будет указана прямая ссылка на форму подачи заявок на mos.ru для получения услуг.
Тем не менее мы видим, что на достигнутом останавливаться рано: мы можем значительно улучшить взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности, объединив все наши услуги и сервисы в единую экосистему под брендом «СтроимПросто», которая позволит участникам рынка получать услуги в формате одного окна. Причем их сгруппируют таким образом, чтобы они давали максимальный синергетический эффект.
Ключевыми элементами экосистемы «СтроимПросто» станут цифровая площадка взаимодействия участников строительства вместе с консультационной площадкой стройкомплекса Москвы. Эти элементы дополнят друг друга: через цифровую площадку застройщики смогут оперативно решать все административные вопросы, а с помощью консультационной – получать квалифицированные рекомендации в сложных и нестандартных ситуациях.
Экосистема стройки
Расскажу об этих инструментах подробнее. Цифровая площадка взаимодействия – это платформенное решение, формирующее единую доверительную среду для юридически значимых взаимодействий органов власти и участников строительства. Она даст возможность не только получать услуги или отдельные документы, но и проходить все процедуры и согласования строительного проекта.
Мы полагаем, что удобной точкой входа для получения комплексных услуг через цифровую площадку взаимодействия участников строительства может стать как раз усовершенствованный «Калькулятор процедур». Единая среда, обеспеченная площадкой, позволит застройщикам оперативно получать доступ к цифровому паспорту объекта и всей проектной и рабочей документации.
Цифровой паспорт объекта капитального строительства содержит полную и достоверную информацию об объекте, включая все данные из разрешительной, градостроительной документации, оперативную информацию надзора, фото, видео с дронов, информационные модели и прочие данные – всего более 200 атрибутов. Важно, что цифровой паспорт – это не просто совокупность скан-образов или текстов, каждый атрибут сформирован на основании цифровых данных, поступающих из городских информационных систем. Впоследствии в состав цифрового паспорта будут включаться сведения с умных стройплощадок, что позволит анализировать ситуацию по объектам в режиме реального времени. Это даст нам возможность получать дополнительную достоверную аналитику, на основе которой можно будет принимать более качественные управленческие решения, предупреждать риски и возможные негативные последствия.
Доступ к цифровому паспорту будет персонализирован: застройщик и органы власти смогут получить полные данные объекта, а жители – более общую информацию.
Другими элементами площадки взаимодействия станут цифровой профиль участника строительства, единое хранилище разрешительных и градостроительных документов в цифровом формате, единые справочники, классификаторы и каталоги, электронная карта с геоинформационными слоями.
Не менее важной задачей стройкомплекса Москвы при построении экосистемы «СтроимПросто» является создание единой консультационной площадки. Задачей сотрудников площадки будет объяснять застройщикам все нюансы, которые могут возникнуть при подаче документов, и тем самым минимизировать количество отказов, а значит, и издержки из-за возможной задержки строительства. Фактически мы уже подготовились к созданию консультационной площадки – ее основой станет Единый контактный центр стройкомплекса Москвы, который с 2017 г. успешно решает вопросы жителей и застройщиков. Предполагается, что на консультационную площадку также будут выходить опытные застройщики с более сложными вопросами, связанными с прохождением процедур в сфере строительства. Получить консультацию можно будет как в онлайн-режиме, так и лично, записавшись на прием. Мы планируем собрать на данной площадке всех экспертов: и из стройкомплекса, и из профильных органов власти, и из смежных ведомств.
Другими компонентами цифровой экосистемы станут модернизированный портал «СтроимПросто», созданный для оперативного информирования бизнеса, жителей и власти о трендах, изменениях и нововведениях в законодательстве, а также научно-образовательный сегмент, состоящий из мероприятий по строительной тематике: обучающих семинаров, конференций и круглых столов.
Главное – результат
Впереди еще много работы. Наш опыт показывает, что цифровизация и построение цифровой экосистемы, нацеленные на предоставление бизнесу и гражданам доступа к широкому спектру персонифицированных услуг и сервисов через единую точку входа, – сложный процесс, требующий большой работы по регламентированию процедур и унификации законодательных требований, норм и правил на разных уровнях. Он, несомненно, неразрывно связан с управленческой трансформацией, которая меняет представление о государственных услугах. К примеру, в Москве у нас ушло два года на перевод в электронный вид услуг по подключению к сетям шести ресурсоснабжающих организаций. Зато сейчас новые пользователи буквально нажатием кнопки за несколько дней получают технические условия, договор подключения к сетям и дополнительные соглашения. Раньше все это требовало поездок по городу и месяцев ожидания. Опыт успешно тиражируется: ресурсоснабжающие организации уже предоставляют услуги по подключению онлайн в трех субъектах Федерации – в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, и проект начинает шагать по стране.
С помощью дальнейшей цифровой трансформации мы как орган власти переходим от взаимодействия с застройщиком по принципу предоставления отдельных госуслуг к работе по принятию градостроительных решений в конкретной контрольной точке проекта, учитывая его клиентский путь. Таким образом будут исключены лишние взаимодействия. Этот переход от документоориентированности к объектоориентированности значительно сократит временные и финансовые издержки организаций, позволив им оформлять документацию для выхода на стройплощадку всего за семь дней – в разы быстрее, чем сейчас. &