Как цифровые технологии помогают строить быстрее и безопаснее
От суперсервисов до 3D-модели городаЦифровизация строительной отрасли должна помочь выполнить план Минстроя по увеличению ввода жилья на 54% до 120 млн кв. м. Технологии информационного моделирования, виртуальная реальность, цифровые базы данных и суперсервисы, предоставляющие услуги разных ведомств в режиме одного окна, позволят строить быстрее, эффективнее и безопаснее. Они же помогут жителям и управляющим компаниям эффективно эксплуатировать здания в течение всего жизненного цикла.
В стране идет трансформация строительной отрасли, что позволит сделать стройку более прозрачной и доступной, без цифровизации невозможно быстро управлять, принимать решения, оказывать услуги, говорил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин в интервью «Вестнику государственной экспертизы». Информатизация индустрии идет по двум основным направлениям – в предоставлении госуслуг и в переходе участников строительства на современные IT-технологии.
В следующем году на портале госуслуг появится суперсервис «Цифровое строительство», позволяющий в режиме одного окна получать услуги разных ведомств, необходимые для строительства индивидуальных и многоквартирных жилых домов, пообещал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, ответственный за цифровизацию страны.
Сами строители тоже должны будут перейти на IT-технологии. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика» предполагает создание системы управления всем жизненным циклом объектов капитального строительства с помощью технологий информационного моделирования (ТИМ, или BIM от Building Information Modeling. – «Ведомости&»). Уже с 1 января 2022 г., согласно постановлению правительства РФ от 5 марта 2021 г. № 331, их должны использовать все заказчики и застройщики, работающие на государственные деньги.
По данным подведомственного Минстрою Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве, переход на цифровое строительство должен за пять лет снизить затраты и время на реализацию проекта на 20%, а срок от принятия решения о строительстве до ввода объекта в эксплуатацию – на 30%. Дальше процесс пойдет еще быстрее.
По проекту стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г., разработанному Минстроем, годовой объем ввода жилья к этому времени должен увеличиться на 54% с 78 млн до 120 млн кв. м. «Заявленные планы невозможно реализовать с тем количеством людей, которые сейчас работают в индустрии. Нужны современные технологические решения на стройплощадках. Все понимают, что потенциал цифровизации стройкомплекса колоссален», – говорит Андрей Курилов, начальник информационно-аналитического управления департамента градостроительной политики Москвы (ДГП). Так как большинство процедур и технологий информатизации отрабатывается в Москве, пример столицы позволяет судить, каким может быть будущее стройкомплекса.
Сервисы от слова «супер»
В Москве цифровизация госуслуг в строительстве идет с 2012 г. и все основные процессы уже переведены в электронный вид, а сейчас автоматизируются процедуры межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, идет работа по укрупнению информационных систем, что позволит перейти к следующему этапу – созданию суперсервисов по оказанию комплексных услуг, рассказывает Юлия Куликова, директор ГБУ «Мосстройинформ». Пока застройщик, обращаясь в разные органы власти по отдельности, вынужден предоставлять им одни и те же сведения и реквизиты. Так называемый клиентский путь позволит внутри суперсервиса по одному обращению получить несколько услуг, говорит она.
12 августа 2021 г. правительство Москвы своим постановлением предписало создать в столице Единую цифровую платформу градостроительной деятельности, объединив существующие информационные системы ДГП, Мосгосэкспертизы, Мосгосстройнадзора, Москомстройинвеста и проч.
Внутри единой платформы будут объединены все сведения о строительной деятельности в городе, а взаимодействия – унифицированы, что позволит перейти к непрерывному процессу, когда после завершения полномочий одного органа в дело сразу будет вступать следующий, объясняет Андрей Курилов. Так, после одобрения проекта Мосгосэкспертизой вся накопленная база сведений о нем, все решения штабов и комиссий перейдут в ведение органов, выдающих разрешение на строительство, а после завершения строительства автоматически сформируются документы, необходимые для постановки объекта на кадастровый учет, приводит он пример.
По прогнозам Юлии Куликовой, за счет использования цифровой платформы число обращений за услугами сократится в 5–7 раз, количество процедур уменьшится со 100 до 13–17, сроки административных процедур, связанных со строительством, сократятся в 2–2,5 раза до 400–500 дней вместо 1000.
В Москве в виде суперсервиса уже реализуется проект помощи при переезде по программе реновации. Темпы переселения высокие, и для того чтобы оказать необходимые услуги тысячам жителей, нужно было либо увеличивать штат органов власти, либо автоматизировать процессы, связанные с переездом, говорит Андрей Курилов.
«Внутри суперсервиса жителю через личный кабинет на mos.ru поступают уведомления обо всех этапах переселения: направляется уведомление о начале переселения, затем поступает предложение посмотреть квартиру, он ее смотрит, соглашается или отказывается, через портал госуслуг направляет свои замечания по недоделкам, застройщик эту информацию получает, всё устраняет, жителя уведомляют об этом, он проверяет выполнение работ», – рассказывает Юлия Куликова. По данным ДГП, жители Москвы воспользовались этим суперсервисом уже 216 000 раз. «Мы стремимся к тому, чтобы человек получал интерактивную персонализированную инструкцию буквально по всем шагам», – объясняет Юлия Куликова.
Это только первый шаг, продолжает она. В скором времени через портал можно будет направить в ДГП личные и правоустанавливающие документы, подписать согласие и договор онлайн с помощью электронной подписи. В планах – сделать так, чтобы портал mos.ru в проактивном режиме рекомендовал переехавшему человеку перезаписаться в поликлинику поближе к новому дому и перевести детей в школу, расположенную поближе. В будущем планируется сделать интеграцию с Росреестром для получения сведений о регистрации договоров и переходе прав собственности.
Застройщики же могут найти инструкцию по получению всех основных госуслуг на портале «СтроимПросто». Специалисты стройкомплекса Москвы регулярно проводят обучающие семинары по предоставлению госуслуг, разъясняют порядок действий, разбирают случаи отказов, рассказывает Андрей Курилов.
Также на портале есть «Калькулятор процедур», который позволяет рассчитать затраты на весь клиентский путь – от проектирования объекта до введения дома в эксплуатацию. Он показывает необходимые процедуры, сроки и список документов, дает ссылки на электронные формы заявок на предоставление услуг. Нет разве что сроков проектирования и строительства объектов, но это всегда очень индивидуальная история, уточняет Андрей Курилов.
Виртуальное проектирование для реальной пользы
В Москве уже есть объекты, в пилотном режиме полностью спроектированные по BIM. ДГП уделяет большое внимание внедрению этих технологий, контроль за процессом ведет штаб, возглавляемый руководителем департамента Сергеем Левкиным.
BIM-технологии позволяют построить полноценную информационную 3D-модель будущего здания с полной детализацией – до лючков и задвижек на трубах. «Поднимая» BIM-модель, можно увидеть, правильно ли организован строительный процесс, на месте ли стоит кран и другая техника и не отстает ли строительство от запланированных темпов, рассказывает Юлия Куликова.
BIM – это не столько создание 3D-модели объекта, а новый подход к проектированию объектов, база данных, регламенты взаимодействия, сведения в электронном формате обо всем, что есть в строительном проекте, уточняет Андрей Курилов.
Переход на BIM-проектирование на уровне Федерации, согласно разъяснениям Минстроя, подразумевает как раз не 3D-проектирование, а внесение всех данных о проектах в информационную систему, чтобы у чиновников была возможность в один клик в режиме онлайн получить для отчетности основные параметры и характеристики строящихся объектов в машиночитаемом формате (XML), рассказывает гендиректор НПЦ «Развитие города» Илья Киевский.
Его организация по заказу подведомственного правительству Москвы Московского фонда реновации жилой застройки проектировала с использованием технологий информационного моделирования два дома под переселение – на Судостроительной улице, 15, и на Открытом шоссе, 28, а сейчас как генпроектировщик использует BIM при проектировании объектов для комплексной застройки Метрогородка, в том числе детсадов и школ.
Моделирование в BIM позволяет на стадии проектирования исключить ошибки, так называемые коллизии в наложении коммуникаций: система сама подсказывает проектировщикам, где у них может возникнуть проблема, она же позволяет точно рассчитать, какие материалы и детали необходимы для строительства, исключить пересортицу и завышение сметы, объясняет Илья Киевский.
Те или иные элементы BIM в Москве уже давно используют коммерческие застройщики, но пока у них не было необходимости проводить эти проекты через государственную экспертизу, уточняет он: «Нам же город поставил задачу сделать в BIM все разделы, включая электрику и другие коммуникации, и провести информационную модель через экспертизу, чтобы отработать этот процесс».
Достоверность данных проектирования по BIМ выше, что позволяет строить быстрее и снижать издержки, но основные выгоды от использования BIM должны проявиться во время эксплуатации здания, продолжает Илья Киевский.
Идеология BIM в том, что информационная модель должна использоваться от начала строительства до сноса здания, которое может простоять и 50, и 100 лет. «Пока наши дома на нулевом цикле, но после их ввода в эксплуатацию в 2022 г. вместе с блоком ЖКХ будем заниматься передачей информационной модели управляющей компании», – объясняет Илья Киевский.
«Сейчас Мосгоргеотрест и Москомархитектура активно занимаются оформлением документации с использованием технологий информационного моделирования, и наша задача в будущем – совместить информационные модели домов с коммуникациями, сделать так, чтобы труба, выходящая из дома, стыковалась в канализационном колодце с трубой, пришедшей из городских коммуникаций. Дальше будет такая же история с теплотрассами и дорогами: Московская объединенная энергетическая компания уже делает в BIM проекты теплотрасс, а Мосинжпроект – мосты и дороги», – рассказывает Илья Киевский.
Данные из информационных моделей объектов капитального строительства станут частью цифровых паспортов этих объектов. Это позволит «оживить» уже существующий цифровой двойник города – фотограмметрическую трехмерную модель Москвы.
Сейчас ДГП вместе с департаментом информационных технологий внедряет в нее информационные модели объектов капитального строительства, что в скором времени позволит смотреть, как тот или иной объект впишется в окружающую среду, рассказывает Андрей Курилов.
Кроме того, ДГП совместно с комплексом экономической политики и имущественно-земельных отношений г. Москвы запустили аналитическую панель, которая позволяет осуществлять контроль за ходом строительства объектов на территории города от этапа строительства до вовлечения в хозяйственный и налоговый оборот и мониторить, приносят ли они доход бюджету.
Информационные технологии формируют огромный багаж знаний, необходимый для принятия правильных управленческих решений, заключает Юлия Куликова.
Как QR-коды информируют и защищают
Еще одно важное направление цифровизации – создание умных строительных площадок. Москва опробовала несколько технологий в этой области, чтобы оценить их эффективность. С сентября 2020 г. до апреля 2021 г. на нескольких стройплощадках города тестировалось цифровое дублирование деятельности рабочих. Строители разных специальностей – сварщики, каменщики и др. – носили умные костюмы с датчиками, позволяющими отслеживать все их действия и показывающими, насколько эффективно распределяется нагрузка в течение рабочего дня. Число нарушений техники безопасности во время эксперимента сократилось на 50%. По прогнозу, благодаря этой технологии можно на 10% повысить производительность труда сотрудников, на 3% уменьшить расхождение с графиком работ и на 5% снизить материальные потери, говорит Юлия Куликова.
«Эта технология в будущем будет очень полезна, – считает Андрей Курилов. – Мы выяснили, что с помощью интернета вещей можно полностью мониторить соблюдение правил техники безопасности на строительной площадке и предупреждать нарушения, т. е. заботиться о людях. Умный костюм, например, может определить, что рабочий сейчас находится на площадке без каски, и сообщить об этом начальнику».
Летом 2021 г. в течение месяца в Москве тестировался проект внедрения цифровой монтажной маркировки на стройплощадке. ДГП вместе с департаментом строительства г. Москвы и компанией «Чистая энергия», разрабатывающей систему Bimar, отработали технологию контроля за сборкой строительных лесов с цифровой маркировкой, рассказывает Андрей Курилов. «Цифровая маркировка на деталях увеличивает точность сборки, сокращает ее срок», – объясняет он.
С помощью цифровых маркеров можно контролировать и количество сотрудников на стройплощадке, продолжает Андрей Курилов. Во время еще одного пилотного проекта с Bimar на форме рабочих разместили маркеры, и с помощью смартфона можно было посмотреть, какая специальность и трудовые задачи у каждого на стройплощадке.
«Международный опыт показывает, что информационные технологии в строительстве помогают сократить сроки реализации проектов на 19%, а стоимость строительства – на 23%. Это впечатляющий результат, и мы со своей стороны понимаем, что, создавая условия для ускорения строительства объектов без снижения качества, помогаем увеличивать спрос, а значит, помогаем регулировать и стоимость жилья», – объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. &