Николай Подгузов: «В моем понимании почта – это центр мира»
В ближайшие годы «Почта России» должна измениться до неузнаваемости: POS-терминалы в каждом отделении, получение пенсий на карты «Почта банка», доставка посылок по всей стране за 48 часов – только часть нововведений, которые должны повысить эффективность работы «Почты России», рассказывает в интервью «Ведомости&» ее гендиректор Николай Подгузов.
– Сейчас у нас 42 000 отделений связи. Офисы банка есть уже в 12 500 отделениях (это около 25% сети). Думаю, к концу года общее количество точек вырастет примерно до 17 000. Во многом эти темпы роста поддерживаются спросом регионов. Запрос на присутствие банка очень высок. Я часто езжу по стране, встречаюсь с губернаторами. И первый вопрос: «А когда вы откроете у нас в такой-то местности отделение «Почта банка»? Уже два есть – хотим пять».
– У них общая заинтересованность в том, чтобы люди в их регионах жили благополучно и счастливо. Для того чтобы это происходило, необходимо предоставлять людям возможность пользоваться различными услугами, в том числе и финансовыми. Появляется возможность что-то приобрести удаленным способом, или получить кредит, или еще какую-то более сложную финансовую услугу. Люди живут в современном мире, и им важно все это иметь.
Но не всегда можно открыть сеть банка мгновенно во всех точках, поскольку наши отделения различаются по формату услуг. Нужна соответствующая инфраструктура, а значит – инвестиции. Нужно подготовить каналы связи, оборудовать помещения, поставить банкоматы. Но необходим еще и баланс между успехом «Почта банка» как коммерческого предприятия и выполнением запроса на социальную функцию. Сейчас около 88% точек банка, это почти 12 500, приходится на сельскую местность и города с населением менее 30 000 человек. Из 42 000 отделений связи «Почты России» 30 000 находятся в сельской местности. Если будет необходимо, точек в сельской местности мы сможем предоставить очень много. Но при этом важно, чтобы такие инвестиции были хотя бы минимально окупаемыми. Поэтому расширять сеть до каждого нашего сельского отделения можно, но размеренными темпами.
Николай Подгузов, гендиректор «Почты России»
Родился 29 мая 1974 г. в Ленинграде. В 1997 г. окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет, в 2000 г. – МГИМО.
Работал в Министерстве финансов, банке «Траст», «Ренессанс капитале». В 2010–2012 гг. – начальник отдела, начальник управления ЗАО «ВТБ капитал». С 2012 по 2013 г. – заместитель директора департамента экономики и финансов правительства, в 2013–2017 гг. – заместитель министра экономического развития. 7 июля 2017 г. назначен генеральным директором ФГУП «Почта России».
Источник: «РИА Новости»
– Мы проектом довольны. Мы получаем не только инфраструктурный платеж, но уже и небольшие дивиденды. Признаться, не рассчитывали так быстро получить отдачу, потому что трехлетний период становления изначально предполагал убытки. Но банк уже вышел на небольшую прибыль, и мы получили некоторое количество дивидендов – несколько сотен миллионов рублей.
– Да, около 20 000 почтовых сотрудников. Совокупно в 2017 г. они получили агентское вознаграждение в размере 190 млн руб., или примерно 1000 руб. в месяц. Это немало с учетом того, что средняя зарплата у нас – 22 000 руб., а в сельской местности, где отделения работают не каждый день, зарплата может быть и ниже.
– Действительно, на начальном этапе мы столкнулись с такой сложностью. «Почта России» – предприятие с большой историей и устоявшейся корпоративной культурой. А банк строился с нуля, но тоже со своей культурой, ориентированной на современные технологии и современные методы ведения бизнеса.
Задачей руководства в тот период было совместить обе культуры и так настроить системы мотивации, чтобы оба коллектива стали одной командой. Важно было, чтобы наше предприятие работало как единый механизм. В целом я вижу значительный прогресс в этом, хотя нам есть куда расти. Только став единой командой, мы сможем предоставлять населению более качественные услуги, в том числе и финансовые.
– Наша главная задача в этом направлении – избавиться от большого количества наличных платежей. Сейчас для оплаты услуг на почте нужны наличные, и эту тенденцию хотелось бы переломить. Уже в этом году мы планируем установить в 70–80% отделений почты POS-терминалы «Почта банка» и перейти к цивилизованным формам оплаты.
– Я бы хотел, чтобы возможность безналичной оплаты была в каждом отделении связи.
– Постепенно. Мы доставляем пенсию 30% пенсионеров в нашей стране, это 14,3 млн человек. Для тех, кто получает пенсию не на карточки, а на почте или на дом, мы являемся главным доставщиком. За эту услугу мы получаем комиссию от Пенсионного фонда России, она является существенной частью наших доходов. И, казалось бы, отказываясь от доставки пенсий наличными, мы теряем доход. Но важно рассматривать «Почту России» и «Почта банк» как единый комплекс. И руководствоваться не только интересами «Почты России», но еще и удобством граждан.
Количество пенсионеров, которые получают деньги наличными, постепенно снижается: все больше и больше молодых пенсионеров предпочитают банковские карточки. Нам очень важно стимулировать переход пенсионеров из «Почты России» в «Почта банк» в цивилизованном варианте. Граждане получат возможность распоряжаться своими пенсионными средствами в более современном формате, получать проценты на остаток по карте, наконец, это более безопасно.
– Нас очень беспокоит безопасность почтальонов, которые доставляют пенсии. К сожалению, я нередко получаю сводки о том, что где-то у почтальона украли сумку с деньгами. Есть случаи и тяжких телесных повреждений, и даже убийств.
Среди наших почтальонов есть самоотверженные люди. Бывали случаи, когда при нападении почтальон сам отбивался от грабителей и сохранял денежные средства. Но, знаете, лучше бы этого вообще не происходило.
– Разумеется, услуга доставки останется – для людей, которым она необходима по социальным причинам. В том числе для людей с инвалидностью, людей определенного возраста, жителей отдаленных территорий. Словом, для всех, кто не может прийти ни на почту, ни к банкомату по тем или иным причинам. При этом возможен сценарий, когда эти люди также станут клиентами «Почта банка», а «Почта России» будет доставлять им наличные по соглашению с банком. Это более цивилизованный способ, который используют зарубежные почтовые операторы.
«Магнит» на почте
– Что такое почта? Для меня это центр мира. И для многих граждан нашей страны, особенно в небольших населенных пунктах, тоже. Это соцкультбыт, это госуслуги, это пенсии и платежи, и это покупка необходимых товаров. Нам важен сильный партнер, который профессионально умеет управлять розничным форматом. Именно поэтому мы заключили соглашение с ВТБ и сетью магазинов «Магнит».
Мы планируем развить вместе с «Магнитом» этот розничный формат таким образом, чтобы там продавалось то, что нужно, и по тем ценам, которые комфортны для населения. Тем самым мы повысим качество наших базовых услуг.
– Да, и это уже конкретные планы, которые сейчас находятся в серьезной проработке. С июля этого года мы запустим пилотные продажи товаров «Магнита» в 12 наших отделениях. Тем более у нас уже есть опыт открытия точек с «Почта банком». Если все пойдет успешно, то этот опыт будет масштабироваться.
– Да, это еще один вариант совместного проекта. Имея банковскую карту «Почта банка», люди могли бы купить в онлайн-магазине «Магнита» продукты или товары в широком ассортименте и попросить их доставить к ним домой в ограниченные сроки «Почтой России». Такую услугу мы тоже хотим предложить потребителям. Для этого нам нужно будет оценить возможности синергии наших логистических инфраструктур.
– Например, почтовая машина едет из точки А в точку Б загруженная, а из точки Б в точку В – пустая. То же самое и с машинами «Магнита». Можно построить карту маршрутов таким образом, чтобы где-то продукты везла почта, а где-то почту везли машины «Магнита». У нас 17 000 автомобилей, у «Магнита» – более 6000. Это серьезная база для совместных проектов.
Также нам надо проработать вопрос территориальной экспансии. Например, несмотря на свой масштаб, «Магнит» фактически не присутствует за Уралом. То есть практически половина территории нашей страны не охвачена сетью «Магнита». Да и в основном все крупные сети расположены только в европейской части России, а в азиатской – множество небольших сетей. При этом приход на такие территории нового крупного игрока позволил бы повысить качество, снизить цены, создать новые удобные возможности.
– По идее, да. В отличие от «Магнита» мы по-прежнему находимся везде. И важно, что мы нигде не собираемся закрывать или оптимизировать отделения.
«Сбербанку потребовалось пять лет, нам нужно справиться года за два»
– Важно понимать, что мы, граждане России, пользуемся почтой в гораздо большем объеме, чем сами предполагаем. Любой человек, который что-нибудь покупает не в магазине и рассчитывает на доставку, с вероятностью 80% пользуется услугой почты. Вот, например, хотите вы купить очки в Париже и заказываете их на каком-то сайте. Почти наверняка их вам доставит курьер «Почты России», но вы об этом даже не знаете. Чаще всего все такие заказы идут по почтовым каналам. Французский канал меняется на российский – и заказ доставлен.
В прошлом году мы обработали 365 млн таких посылок с покупками. В этом году, возможно, перевалим за 400 млн штук.
– Да. Трансграничных отправлений в прошлом году было 284 млн, внутрироссийских – порядка 81 млн. Количество и тех и других растет достаточно приличными темпами. Для того чтобы справиться с этим объемом, необходимы логистические центры, машины, самолеты, поезда, качественная работа отделений почтовой связи.
– У нас одна задача – подтверждать свой статус национального логистического оператора. Для того чтобы наша система доставки была самой совершенной, необходимы серьезные улучшения и каждодневные апгрейды. Те объемы, которые мы обрабатывали в 2015 г., сейчас могли бы обработать с качеством 150%. Поэтому мы с группой ВТБ сейчас реализуем проект по созданию национальной сети логистических центров.
– Планируется создание порядка 40 логистических центров различного уровня автоматизации, связанных одной IT-платформой, – для того чтобы обеспечить доставку от логистического центра до потребителя для 80% территории страны за 48 часов. В Москве мы в этом году думаем запустить новейший логистический центр, который позволит нам доставлять отправления потребителю в пределах 24 часов. Это будет принципиальный скачок качества, и тогда мы выиграем конкуренцию у американских, французских и немецких операторов.
Вторая важная тема – это работа с сетью почтовых отделений.
– Серьезно нашей сетью отделений не занимались, наверное, десятилетиями. Многие из них в удручающем состоянии. Причем по всем аспектам – и физически, и в части бизнес-процессов, и в части мотивации сотрудников, контроля товарно-материальных ценностей, организации закупочных процедур. То есть это целый комплекс вопросов, которые мы начинаем постепенно решать.
Наш глобальный проект – цифровизация сети. Необходимо все процессы сделать прозрачными, внедрить единую аналитическую платформу. Нам нужно понять, как работает каждое отделение. Для этого важно сфокусироваться на каждом окне, оценить, какие из них прибыльные, а какие убыточные, и решить, как это изменить. Приведение сети в порядок – это вторая наша стратегическая задача. Сбербанк прошел этот путь более чем за пять лет. У нас, к сожалению, нет столько времени, нам необходимо справиться года за два.
– Конечно, мы будем продолжать работать над мотивацией персонала. Важно перейти с фиксированной оплаты на систему «оклад плюс премия», чтобы оплата труда зависела от выработки.
В целом, если мы реализуем все планы по развитию логистики и модернизацию почтовых отделений, эффективность работы компании вырастет минимум на 30%. А куда направлять этот эффект? Конечно, на содержание коллектива, повышение заработных плат, улучшение условий труда.
Кстати, повышение эффективности компании нам может дать акционирование. Тогда мы сможем лучше мотивировать наших сотрудников и предоставить им более комфортные условия труда. Но это отдельная задача – обеспечить достойные условия для коллектива, который, на мой взгляд, несет такую самоотверженную нагрузку за невысокую зарплату. Моя задача как руководителя «Почты России» – создать такую компанию, которая позволила бы сотрудникам хорошо зарабатывать.
– Нам важно иметь правильную корпоративную структуру управления. «Почта России» – огромная компания, которая, с одной стороны, выполняет социальную функцию, с другой – оперирует в жесткой конкурентной среде. Мы конкурируем с американскими, французскими, немецкими компаниями, которые не имеют никакой социальной нагрузки, которые крайне прагматичны и агрессивны. Которые используют любую нашу слабость, чтобы заполучить нашу часть бизнеса в крупных городах.
А если мы лишаемся конкурентных рыночных позиций, то меньше зарабатываем на этих сегментах и не имеем возможности направлять ресурсы на социальную функцию. У нас действует кросс-субсидирование: зарабатываем на одном, тратим на другое. Поэтому нам надо быть эффективными и оперативными. Но даже любое создание каких-то совместных предприятий для ФГУПа – это колоссальная лишняя работа, процесс согласований очень затруднен.
– ФГУП – это предприятие, которое управляется одним человеком, генеральным директором. Да, у нас есть рекомендации со стороны органов исполнительной власти, правительства и т. д. Но в конечном итоге ответственность за все несу я. Важно, чтобы на предприятии было правильное сочетание полномочий и ответственности, и корпоративная структура такое сочетание дает. Генеральный директор – правление – совет директоров. Совет директоров также состоит из представителей федеральных органов исполнительной власти, но эти люди будут нести ответственность за те рекомендации и указания, которые дают правлению компании.
– Я встречался со всеми фракциями, объяснял, почему «Почте России» необходимо стать акционерным обществом. Мы сошлись во мнении, что 100% акций предприятия должны принадлежать государству. В этом законопроекте прописаны все социальные функции, которые почта всегда должна будет выполнять. В нем также закреплены принципы территориального покрытия страны отделениями почтовой связи – чтобы гарантированно ни одно почтовое отделение не закрылось без ведома государства и совета директоров. Впервые все нововведения были реализованы в таком законопроекте.
Не упущен в законе и очень важный имущественный вопрос: подробно прописана технология перевода имущества из ФГУПа в акционерное общество. Чтобы ни один объект не был потерян. И еще один важный момент: в этом законопроекте мы дали гарантии трудовому коллективу почты, что никто из работников ФГУПа не будет сокращен при переходе в акционерное общество. То есть из старой почты в новую перейдут все сотрудники без исключения.
Мы рассчитываем на вступление законопроекта в силу в весеннюю сессию, не позднее 1 августа. Готовы начать все процедуры и провести их таким образом, чтобы уже до конца 2018 г. стать непубличным АО со 100%-ным государственным участием и начать новую эру развития «Почты России».
Интервью: Татьяна Терновская, Анфиса Воронина