Дмитрий Дмитриев: Сможет ли искусственный интеллект заменить живых аналитиков?

Руководитель аналитического департамента «ВТБ капитала» о реальной стоимости инвестаналитики

Дмитрий Дмитриев, руководитель аналитического департамента «ВТБ капитала»

Уже который год, если не десятилетие, слышны разговоры о скорой смерти инвестиционной аналитики как профессии и как востребованного рынком продукта. Страницы ведущих мировых деловых изданий пестрят описаниями тысяч рабочих мест, которые будут неизбежно сокращены, и ожидаемыми многомиллиардными сокращениями аналитических бюджетов. Последние год-полтора в этом плане были особенно «урожайными».

На чем основаны эти пророчества и так ли они неизбежны? Два основных фактора, которые, как ожидается, могут привести к тектоническим сдвигам в отрасли, – это введение в Европе новых регуляторных правил, свод которых называют директивой MiFID II, и бурное развитие информационных технологий. Суть MiFID II применительно к финансовой аналитике заключается в том, что с 2018 г. аналитика должна оплачиваться потребителями, причем отдельно от других сервисов. Как следствие, бюджеты заметно похудеют: по некоторым оценкам – на 30–50%, а команды сократятся. Развитие же технологий, особенно систем искусственного интеллекта, и вовсе заменит оставшихся аналитиков «умными машинами», которые уже обыграли чемпионов-людей и в шахматы, и в го, так что с финансовым анализом как-нибудь справятся.

MiFID II –

The Markets in Financial Instruments Directive II, или 2-я директива Евросоюза «O рынках финансовых инструментов». Вступила в силу 3 января 2018 г.

Все так, но не все так плохо. Во-первых, как ни парадоксально, оба фактора не являются принципиально новыми. На протяжении последних 20–30 лет как минимум стоит вопрос о реальной стоимости инвестиционной аналитики и ценности, которую она представляет для потребителей. Уже давно многие крупные фонды перешли к практике отдельной оценки и оплаты аналитических услуг, так что в этом плане новация европейских регуляторов – это лишь попытка ускорить неизбежный прогресс в достижении максимальной прозрачности и оправданности трат на аналитику. Что же касается технологического прогресса, то он всегда был не только главным помощником аналитика, но одновременно и главным врагом – в том смысле, что растущие объемы и доступность информации, создание интегрированных систем, работающих в режиме реального времени, уменьшали полезность текущего аналитического продукта и стимулировали развитие продукта более «высокого передела».

Поскольку проблема в общих чертах не нова, то и ответ отрасли на вызовы будет аналогичен прошлым. Хотя общий «пирог» уменьшится, поставщики качественного и хотя бы в чем-то уникального аналитического продукта смогут претендовать на долю, возможно, даже большую, чем ранее. Эта уникальность может быть в широте, глубине, отраслевой или региональной специфике продукта, использовании новых подходов или способов доставки до клиента. Те, кто сможет понять, в чем его преимущество, и правильно им воспользоваться, смогут даже увеличить не только аудиторию, но и доходы. Получат шанс и независимые поставщики. При этом существенно уменьшится количество компаний на рынке и объемы стандартных, мало чем отличающихся друг от друга аналитических отчетов.

Технологии также могут стать серьезным помощником в конкурентной борьбе. Они могут быть использованы и для новых способов доставки продукта, и для разработки новых методов анализа, учитывая те огромные массивы данных, которые становятся доступны. Будут возникать и уже возникают новые рыночные ниши для поставщиков исходных массивов данных и для агрегаторов аналитических продуктов. Если же говорить о системах искусственного интеллекта, то широкое их использование также позволит сфокусироваться на тех задачах, которые под силу решать только человеку.

К чему эта эволюция в итоге приведет? Трудно сказать, поскольку в инвестиционной аналитике есть и элементы ремесла, и элементы искусства, одновременно черты и академической науки, и практического маркетинга. Инвестиционный процесс неразрывно связан с общим прогрессом, появлением новых идей, решений и бизнес-проектов, а значит, всегда будет высокий спрос на новые подходы, оценки и прогнозы, будут, соответственно, и возможности проявить свои таланты для тех, кто выбрал инвестиционную аналитику профессией, главным из которых было и будет умение учиться и меняться каждый год и каждый день.