Как любовь к свежим продуктам меняет рынок онлайн-торговли
Продавцы соревнуются в скорости, качестве и технологияхПробки из курьеров с продуктовыми пакетами уже не анекдот про похорошевшую столицу, а обычное дело на велодорожках Москвы. Рынок онлайн-торговли продуктами питания переживает настоящий бум: последние несколько лет он рос на 50% в год и по итогам 2024 г. достигнет объема в 1,2 трлн руб., прогнозируют аналитики Data Insight. «Ведомости&» разбирались, почему россияне полюбили продукты с доставкой и как эта страсть поменяет консервативный рынок торговли товарами повседневного спроса.
Из ниши в широкие массы
Онлайн-торговля продуктами питания и товарами первой необходимости (e-grocery), зародившись в 2000-е как нишевый сегмент, пережила стремительный расцвет во время пандемии, а теперь и вовсе превратилась в движущую силу всей розничной отрасли, рассказывают аналитики. «Онлайн-заказ стал одним из равноправных способов покупки продуктов», – говорит старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. Покупателям нравится, что можно экономить время и силы, а магазинам выгодно, что онлайн-покупатели становятся более лояльными и приносят большую прибыль, объясняет она.
Россияне привыкли к формату онлайн-покупок и чаще заказывают продукты онлайн, отмечают исследователи проекта Tinkoff Data. Если в начале 2020 г. клиенты банка (авторы исследования изучили обезличенные транзакции 30 млн клиентов банка) покупали продукты питания онлайн в среднем 1,3 раза в месяц, то в начале 2023 г. – уже 4 раза в месяц. В период пандемии покупатели заказывали продукты редко и на крупные суммы. С ростом доступности услуги, скорости доставки и количества покупок средний чек снизился на 45% – с 2188 руб. в январе 2020 г. до 1088 руб. в марте 2023 г., отмечают исследователи.
«Прогрессивные жители крупных городов привыкли, что походы в магазин – это не единственный доступный сценарий, когда речь идет о свежих продуктах. Помимо удобства и экономии времени люди ценят возможность получить широкий ассортимент продуктов, включая редкие и специализированные товары», – соглашается директор по коммерции и развитию Ozon fresh Арина Князева.
Красный океан
Рынок онлайн-доставки продуктов выглядит как «красный океан» – высококонкурентный и ресурсоемкий, рассказывает Пашкова из Data Insight. Он сильно консолидирован: 90% объема продаж приходится на 10 магазинов и 6 групп компаний: «Сбер», «Яндекс», «Вкусвилл», Х5, Ozon и «Севергрупп» (включает «Ленту» и «Утконос»), объясняет она. На таком конкурентном поле новому игроку необходимы огромные инвестиции, чтобы занять заметную долю. На рынке есть место только для нишевых проектов, считает она, но для этого нужно определить сегмент покупателей с незакрытой потребностью и сосредоточиться на нем.
Стремительное развитие интернет-продаж привело к тому, что в I квартале 2024 г. их доля в структуре продаж FMCG-товаров (Fast-Moving Consumer Goods – потребительские товары. – «Ведомости&») впервые превысила 10%. «Онлайн-рынку в этом году впервые удалось переместиться из «репертуарных» каналов в группу основных для совершения покупок», – отмечает NielsenIQ в своем Telegram-канале. Это значительно больше, чем эксперты прогнозировали пару лет назад. Например, в 2021 г. аналитики SberCIB оценивали долю интернет-канала в продажах товаров повседневного спроса в 0,9% от общего объема категории. В перспективе эта доля может увеличиться до 6–7% по России и 8% в Москве, предполагали они.
Динамика роста онлайн-продаж продуктов питания и товаров первой необходимости втрое выше, чем у традиционной розницы, указывает NielsenIQ в июльском обзоре «Ключевые цифры FMCG-рынка». Так, по их данным, продажи FMCG-категории через интернет-магазины и маркетплейсы за январь – июнь 2024 г. выросли на 42,5% в денежном выражении. Для сравнения: в офлайн-рознице – всего на 16,5%, из которых половина была обеспечена выросшими ценами на продукты. Сегмент растет за счет успеха маркетплейсов и омниканальных игроков, которые запускают сервисы в новых географиях, объясняют в NielsenIQ.
E-grocery превратился в один из локомотивов российского онлайн-рынка, уступая по темпам роста только маркетплейсам, резюмирует Пашкова. По ее оценкам, в 2023 г. сегмент вырос в 1,5 раза по количеству заказов и по объему продаж. По итогам 2024 г. объем рынка вырастет еще в 1,5 раза в деньгах и достигнет 1,2 трлн руб., а количество заказов увеличится в 1,4 раза до 810 млн шт., прогнозирует Data Insight.
Усилия российских ритейлеров и перемены в привычках потребителей сделали Россию одним из мировых пионеров онлайн-ритейла. Для сравнения: в Европе доля онлайн-продаж продуктов питания достигнет всего 3,5% в 2024 г. и, по прогнозам, увеличится лишь до 4,8% в 2028 г., говорится в обзоре «Инсайты европейского розничного рынка» консалтинговой компании Savills. В то же время продавцам одежды в Европе интернет приносит 26% выручки, а к 2028 г. доля онлайн-продаж вырастет до 35,6%, ожидают в Savills.
Рост в регионах и свежие звезды
Долгое время Москва была главным рынком продовольственной онлайн-розницы. Здесь в 2006 г. появился первый в РФ крупный проект по продаже продуктов с доставкой – «Утконос». По данным Tinkoff Data за 2020–2023 гг., почти 40% от всех покупателей рынка e-grocery приходится на Москву и Московскую область.
В последний год импульс для развития направления задают регионы. «Один из главных трендов последнего года – опережающее развитие онлайн-рынка FMCG в регионах, которое происходит за счет как экспансии торговых сетей, так и реального спроса», – пишет NielsenIQ в своем Telegram-канале. Однако степень привыкания к цифровым способам покупок еще сильно отличается на уровне отдельных городов, отмечает исследовательская компания.
Как пример в NielsenIQ приводят Сибирский федеральный округ, который демонстрирует один из самых высоких темпов роста онлайн-продаж. При этом, например, в Иркутске только 6% покупателей приобретают товары повседневного спроса преимущественно через интернет-магазины. Для сравнения: 13% потребителей в Волгограде или 23% в Москве говорят о том, что большую часть товаров повседневного спроса покупают на онлайн-площадках.
Свежие продукты питания (мясо, молоко, овощи, готовые блюда) – главная звезда среди продуктовых категорий, отмечают участники рынка. Так, NielsenIQ называет мясные продукты главным тяжеловесом по приросту среди групп товаров: в первом полугодии 2024 г. они обеспечили сразу 6,9 п. п. из 42,5% роста категории. Исследовательский холдинг «Ромир» указывает на ренессанс в сегменте готовых блюд. Россияне меньше готовят и все чаще покупают готовую еду в магазинах, показывает сентябрьский опрос «Ромир» (1000 человек от 18 до 70 лет). Более трети опрошенных россиян (39%) заявили, что покупают готовые блюда для завтрака не реже одного раза в неделю, причем 5% из них делают это ежедневно.
Российский интернет-гигант Ozon, выходя на рынок e-grocery, сделал ставку именно на фреш-сегмент. В 2018 г. компания открыла первый даркстор, к 2024 г. количество дарксторов выросло до 150. Два года назад Ozon запустил сервис Ozon fresh. По итогам II квартала 2024 г. сервис экспресс-доставки продуктов и товаров повседневного спроса Ozon fresh работает в 12 городах России и продает товары из общего ассортимента в 35 000 наименований с доставкой от 30 минут.
«Мы делаем акцент на свежести и вкусе, что привлекает потребителей, – объясняет Князева. – Участие в этом сегменте открывает новые возможности для привлечения клиентов и укрепления позиций на рынке. Проект позволяет увеличивать клиентскую базу и внедрять инновации, которые в дальнейшем принесут высокий уровень возврата вложений». В 2023 г. «Роскачество» признало Ozon fresh лидером по интернет-продажам органических продуктов, сообщает компания в годовом отчете за 2023 г.
Мода на здоровое питание в рамках тренда на свежие продукты в онлайне стимулирует продажи фермерских продуктов на маркетплейсах, говорится в обзоре рынка интернет-коммерции от Россельхозбанка (РСХБ). По оценкам экспертов РСХБ, в 2025 г. категории «фермерская», «эко» или «зеленая» составят около 10% от всех онлайн-продаж продуктов питания и превысят 80 млрд руб. Покупателей фермерской продукции в онлайне привлекает ассортимент товаров – огромное разнообразие уникальных по вкусу и качеству продуктов, которые не купишь в масс-маркете, объяснила «Ведомости&» руководитель центра устойчивого развития РСХБ Наталья Худякова.
РСХБ управляет платформой по продаже фермерских продуктов «Свое родное» с аудиторией 1 млн человек и товарами от 12 000 фермеров. По наблюдениям банка, на онлайн-платформах фермерские хозяйства чаще всего продают молочные продукты (20%), сыры (20%), колбасы (15%), а также соленья, варенье, мед и алкоголь. РСХБ ожидает дальнейшего роста продаж в категории необработанных продуктов: молока, свежего мяса и яиц.
Дарксторы разгоняют доставку
Продавать свежую продукцию через интернет сложнее, чем другие товары, сходятся во мнении участники рынка и эксперты. «Фреш сложен в логистике: нужны оптимизированная упаковка, соблюдение температурного режима и бережное обращение, обучение и инструктаж курьеров, выставление KPI на качество доставки и максимальный контроль», – объясняет Пашкова. С ней соглашается Худякова из РСХБ: требования к качеству и свежести продуктов предполагают развитую логистику и строгий контроль на всех этапах, сезонность поставок овощей и фруктов усложняет управление ассортиментом, а более высокие цены на фермерский продукт затрудняют конкуренцию с масс-маркетом.
Искусственный интеллект выберет продукты
Будущее онлайн-покупок продуктов питания будет определяться технологическими инновациями – они улучшат потребительский опыт и оптимизируют операции продавцов, утверждает международная исследовательская фирма NielsenIQ в обзоре главных трендов развития e-grocery. Достижения в области ИИ и машинного обучения сыграют решающую роль в персонализации процесса покупок: алгоритмы на основе ИИ будут давать индивидуальные рекомендации по продуктам и оптимизировать управление запасами ритейлеров, считают исследователи. Более того, опрос Honeywell показал, что 97% ритейлеров уже используют технологии ИИ, тестируют их в отдельных процессах или готовятся к внедрению. Внедрение беспилотных транспортных средств доставки и дронов может произвести революцию в логистике последней мили, сделав доставку более быстрой и эффективной, одновременно снизив эксплуатационные расходы, ожидают в NielsenIQ.
Источник: NielsenIQ
Ozon fresh, к примеру, применяет строгие стандарты контроля качества на всех этапах логистической цепочки. Для решения проблемы компания использует технологии хранения и управления запасами, чтобы минимизировать товарные потери и обеспечить свежесть продуктов, говорит Князева. По ее словам, склады компании оборудованы техникой для поддержания оптимальных условий хранения, а система управления запасами позволяет оперативно реагировать на изменения спроса, что помогает предотвратить товарные потери.
Еще один серьезный барьер для развития категории – острый кадровый дефицит в России, который привел к росту зарплат сотрудников складов и курьеров и вылился в рост себестоимости логистики. «В условиях усиления дефицита кадров, особенно сборщиков и курьеров, крупные операторы e-grocery оптимизируют затраты за счет сокращения зон доставки и повышения ее стоимости до удаленных городских районов», – объяснял гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Нехватка кадров вынуждает ритейлеров искать высокотехнологичные решения: использовать предиктивную аналитику для планирования поставок, искусственный интеллект (ИИ) для создания оптимальных логистических маршрутов и открывать дарксторы нового типа – небольшие городские склады для отгрузки заказов курьерам. Ozon fresh делает ставку именно на дарксторы – это позволяет быстрее доставлять продукты и поддерживать все необходимые температурные режимы, говорит Князева. По ее словам, сервис запустил формат быстрой доставки из новых менее крупных объектов, сократив сроки доставки до 30 минут и увеличив число дарксторов до 150. В планах – удвоить присутствие в ключевых регионах в 2025 г. «Также мы внедряем инновации в области маршрутизации и управления запасами, что помогает нам поддерживать конкурентоспособные цены и высокий уровень сервиса, – рассказывает Князева. – Наша стратегическая цель – постоянно улучшать качество для клиентов, не теряя экономической эффективности».
Пути решения проблем с кадрами и себестоимостью логистики у всех онлайн-ритейлеров похожие, рассуждает Пашкова из Data Insight: компании, опираясь на аналитику, максимально оптимизируют бизнес-процессы, снижая издержки, внедряют автоматизацию, все шире тестируют роботов. «С другой стороны, бизнес постепенно приучает покупателей к тому, что доставка продуктов – это услуга, за которую приходится платить. И покупатели уже все чаще готовы к этому», – добавляет она.
Развитие технологий – один из главных драйверов развития e-grocery, считают в NielsenIQ. В отчете «Будущее еды: тенденции онлайн-торговли» компания указывает, что такие инновации, как мобильные приложения, голосовые покупки и ИИ, улучшают пользовательский опыт, делая его более плавным и интуитивно понятным. Большую роль в развитии рынка играет конкуренция: она подстегивает игроков находить оптимальные решения, для того чтобы держать низкие цены и предлагать разнообразные варианты доставки.