Как лизинг помогает транспортной реформе

Сколько России нужно новых автобусов, самолетов и кораблей
ГТЛК

Впервые в истории более половины всех новых пассажирских самолетов в мире взяты в лизинг, а не куплены авиакомпаниями напрямую у производителей, написало в сентябре 2021 г. информационное агентство Reuters. Причина – необходимость обновлять технику в сочетании с колоссальным ущербом, который пандемия COVID-19 нанесла авиа-отрасли, подорвав финансовые возможности авиакомпаний. В нашей стране проблема обновления парка во всех секторах транспортного рынка стоит даже острее, чем в среднем по миру. И самый популярный способ ее решения – это лизинг.

В старом парке

Парк городского транспорта в большинстве российских муниципалитетов находится в плачевном состоянии, а денег на его обновление у них практически нет, докладывал премьеру Михаилу Мишустину заместитель председателя Государственной думы Сергей Неверов в апреле 2021 г. В России эксплуатируется 439 000 автобусов, причем у пяти из шести уже закончился нормативный срок использования, подсчитала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). В каждом регионе этот срок свой: например, в Москве для больших автобусов – не более семи лет.

Москва – лидер в вопросах обновления парка среди регионов. С 2010 по 2019 г. ей удалось обновить 90% наземного транспорта, отчитывался Мосгортранс. Только в 2019 г. на эти цели было потрачено 35,4 млрд руб. (сюда включены затраты и на зарядные станции для электробусов). Теперь в столице самый молодой в Европе автобусный парк со средним возрастом всего 4,7 года, радовался мэр Москвы Сергей Собянин на своем официальном сайте.

16,5 года
средний возраст автобусов в России, в мире – 6,9 года

37 лет 
средний возраст грузовых судов в России, в мире – 20 лет

16,8 года 
средний возраст самолетов в России, в мире – 11,4 года

Источник: «Автостат», «Ведомости», Statista, «Российская газета»

В регионах денег меньше и средний возраст автобусов куда выше – 16,5 года, по данным «Автостата». Не лучше ситуация с другими видами городского транспорта: уже устарели 61,9% троллейбусов и 61% трамваев. Чтобы обновить транспорт, регионам в 2020 г. нужно было 53 млрд руб., в 2021 г. – 61 млрд руб., писали «Ведомости» со ссылкой на бывшего замглавы Минтранса Алексея Семенова.

Российские производители поставляют около 5000–5500 больших автобусов ежегодно, но в основном в Москву и Санкт-Петербург, говорил в интервью РБК гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих. А реальная потребность составляет 10 000–12 000 машин в год.

Устаревший парк – проблема не только городского транспорта. По данным ГТЛК, она касается 50% грузового речного флота и 65% пассажирского. Наиболее остро вопрос обновления парка стоит в сегменте грузового автотранспорта и водного транспорта, в первую очередь речного флота и судов класса «река – море», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Взлет с низкой базы

До разразившейся в 2020 г. пандемии COVID-19 российский рынок лизинга входил в топ-15 крупнейших мировых рынков с объемом $20,6 млрд и показывал один из наиболее высоких темпов роста (+20,7% год к году), указывает в своем обзоре Национальное рейтинговое агентство. В авиации, железнодорожном транспорте, сельском хозяйстве, строительстве дорог и инфраструктуре лизинг стал ключевым инструментом обновления фондов, писал в колонке в «Ведомостях» Павел Самиев, гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром».

/ГТЛК

Пандемия COVID-19 негативно отразилась на российском рынке лизинга. В 2020 г. он сократился впервые за пять лет. Объем нового бизнеса у лизинговых компаний составил 1,4 трлн руб. – на 6% меньше, чем годом ранее, выяснило рейтинговое агентство «Эксперт РА» по итогам анкетирования участников рынка. Больше остальных пострадал капиталоемкий корпоративный сегмент: сократился лизинг железнодорожной техники (-26%), авиатехники (-15%), морских и речных судов (-36%), отмечает ГТЛК в отчете за 2020 г. Закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей и товаров, разрыв логистических цепочек, снижение спроса и покупательной способности негативно отразились на международных и внутренних перевозках, объясняет компания. Только в марте – июле 2020 г. авиакомпании недосчитались 423 млрд руб. выручки, железнодорожный транспорт – 105 млрд руб., городской наземный транспорт – 49 млрд руб., автомобильные грузоперевозки – 37 млрд руб., оценивает исследовательская группа InfraOne Research.

В первом полугодии 2021 г. рынок лизинга стал восстанавливаться, увеличившись на 66%, говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. Основная причина – низкая база прошлого года. «Мы видим восстановление и положительную динамику в сегменте железнодорожного транспорта – резкий рост спроса на железнодорожные перевозки фактически привел к возникновению дефицита полувагонов, – говорит представитель ГТЛК. – Также наблюдается высокий спрос на платформы, цистерны, зерновозы. Медленнее других растет авиализинг на фоне сохраняющихся ограничений, связанных с коронавирусом».

«Запрос на лизинг колоссальный, это сотни тысяч транспортных средств, которые необходимо приобрести для регионов», – отмечает член Общественной палаты России Илья Зотов. При этом экономический кризис растягивает процессы лизинга и замедляет обновление парка: многие перевозчики были вынуждены реструктурировать старые займы и отказаться от новых контрактов. В ГТЛК опасаются, что общее замедление роста экономики после прохождения активной фазы восстановления, трудности с поставками комплектующих и повышение ставок на долговом рынке могут сдержать развитие рынка. По оценке Центробанка, в 2021 г. реструктуризация лизинговых платежей на рынке составила 2% от совокупного лизингового портфеля. Подобные настроения на рынке превалируют до сих пор, так как перспективы и сроки полноценного восстановления перевозок не определены, указывает Зотов.

Так, например, происходит в авиационном сегменте: рынок перевозок восстанавливается медленно, а простаивающая авиатехника требует обслуживания – все это приводит к росту убытков, говорит Алла Борисова, заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА. Авиакомпании закончили 2020 г. с рекордным убытком в 200 млрд руб., пассажиропоток упал на 46%, делилась данными Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. Рынок восстановится не раньше чем через 2–3 года, прогнозирует Борисова.

Как работает лизинг

Лизинг – это своеобразный вид аренды: транспорта, оборудования и даже предприятий. Лизингодатель покупает продукцию у промышленных предприятий, тем самым поддерживая их работу, и сдает в аренду потребителям, для которых важной является возможность получить новую технику, не выплачивая при этом сразу всю ее стоимость. Вместо этого лизингополучатель в течение определенного срока платит фиксированный лизинговый платеж.
Лизинг бывает финансовый и операционный. Финансовый предполагает, что по окончании срока действия договора компания выкупит имущество у лизингодателя по остаточной стоимости. Операционный обязывает вернуть имущество лизингодателю. Лизинговый платеж может также включать и дополнительные услуги, такие как техническое обслуживание, и т. п.

Проводник господдержки

ГТЛК с портфелем в 1,3 трлн руб. по итогам 2020 г. – лидер российского рынка лизинга. «Компания успешно решает задачи обновления парка во всех сегментах рынка, а также поддерживает отечественную промышленность и стимулирует выпуск инновационных транспортных средств»,– рассказывает Бурмистров.

Единственный акционер ГТЛК – российское правительство в лице Минтранса. Компания называет себя инструментом государственной политики управления и устойчивого развития транспортной отрасли России. Она участвует в реализации десятка программ с государственным финансированием: лизинга самолетов и вертолетов, водных судов, дорожной техники, цифровых активов.

Один из примеров – нацпроект «Безопасные качественные дороги» (до апреля 2021 г. – «Безопасные и качественные автодороги»). Он рассчитан на 2020–2024 гг. и предусматривает обновление парка наземного пассажирского транспорта не менее чем в 20 городских агломерациях по следующей схеме софинансирования: 60% платит федеральный бюджет, остальное – регионы. Объем инвестиций составит 33 млрд руб., из них 20 млрд вложит бюджет и еще 13 млрд ГТЛК привлечет из внебюджетных источников. Объем поставок за пять лет составит 2100 единиц транспорта, из них 1066 единиц уже передано лизингополучателям, сообщают в ГТЛК.

Проверенный механизм лизинга с господдержкой может быть использован и в новой комплексной программе модернизации пассажирского транспорта до 2030 г., которую правительство намеревается утвердить в следующем году. По ней планируется обновить 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта в 104 городах. Ее общий бюджет – 5,1 трлн руб., писал «Коммерсантъ». Гарантирующий лизингодатель благодаря полученным госсубсидиям сможет предлагать льготные условия в городах с низкой инвестиционной привлекательностью.

Лизинг предполагает более мягкий старт для транспортной реформы в сравнении с другими видами финансирования, говорит Дитрих. Например, ГТЛК предлагает технику без первоначального взноса, в случае банковского кредита нужно 20–30% авансовых взносов на закупку автобусов.

А такой инструмент, как операционный лизинг, способствует реализации идей шеринговой экономики, отмечают эксперты KPMG. Если компания вынуждена вернуть товар, то, как правило, применяются высокие требования к его состоянию, что позволяет передать его в аренду снова. Значит, будет меньше необходимости в добыче нового сырья и потреблении энергии для производства новых продуктов, отмечают эксперты KPMG. &