Как обеспечить транспортную связность страны
От аэропортов до речных маршрутовУ России огромная транспортная сеть, но она очень неравномерно распределена. Это ограничивает мобильность населения и сдерживает рост доходов и качества жизни людей, писали эксперты Всемирного банка еще в 2016 г. Помочь обеспечить транспортную связность страны должны государственные программы, направленные на строительство и обновление транспортной инфраструктуры.
Скелет страны
«Регионы у нас разные, страна огромная, большая, регионы отличаются по размеру территории, по численности населения, по расстояниям между городами и другими населенными пунктами – поселками, деревнями, по своим экономическим, бюджетным возможностям. Отсюда и состояние, уровень развития транспортной инфраструктуры заметно отличается, а нам важно именно повсеместно выходить на высокие стандарты в этой сфере», – говорил в октябре 2021 г. президент России Владимир Путин, выступая на заседании президиума Государственного совета.
Российская инфраструктура, обеспечивающая связность, быстро стареет, писали в 2016 г. эксперты группы Всемирного банка в исследовании «Пути достижения всеобъемлющего экономического роста». А переход к более производительной и диверсифицированной экономике требует предложения более качественных транспортных и логистических услуг. «Увеличение объема и повышение качества внутренних и международных сообщений чрезвычайно важны не только для растущей и глобально интегрированной экономики, но и для повышения доходов 40% населения с наиболее низкими доходами, а также для удовлетворения потребностей растущего среднего класса», – полагают авторы исследования. Для реализации этих задач России необходимо устранить ряд недостатков в области обеспечения транспортной связности страны.
В рейтинге стран по качеству инфраструктуры, опубликованном порталом Statista в 2019 г., Россия заняла 50-е место. При составлении рейтинга учитывались состояние дорог, плотность железнодорожных путей, количество аэропортов, качество услуг морских портов, общий уровень электрификации в странах и другие факторы.
«Транспорт – это обеспечивающая отрасль для экономики, ее основа и скелет», – говорил министр транспорта Виталий Савельев на заседании Госсовета, посвященного рассмотрению транспортной стратегии России до 2035 г. Из чего этот скелет построен?
Курс на взлет
Транспортной сшивкой страны занимаются как государственные, так и частные авиакомпании. В сентябре 2021 г. S7 Group раскрыла подробности своего нового проекта – лоукостера Citrus. Ожидается, что он начнет летать в июле 2022 г. и сконцентрируется на межрегиональных перевозках, минуя Москву и Санкт-Петербург. Всего на развитие Citrus авиакомпания планирует направить около 3 млрд руб.
Раньше большинство рейсов между регионами осуществлялось через Москву и Санкт-Петербург. «Нередко пассажир был вынужден делать крюк через всю страну, так как прямых рейсов в соседний регион не было», – говорит председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.
В июле 2021 г. для повышения транспортной доступности регионов Дальневосточного федерального округа на базе авиакомпании «Аврора» (принадлежит Сахалинской области) была создана единая Дальневосточная авиакомпания. Полеты субсидируются из федерального бюджета, благодаря чему жители региона могут купить билеты на самые популярные направления по сниженным тарифам. До конца 2021 г. перевозчик должен совершить более 1700 рейсов по стране и обслужить около 100 000 человек, прогнозировал министр РФ по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков.
Планируется, что поставкой самолетов для Дальневосточной авиакомпании займется Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Как рассказал «Ведомости&» генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих, в рамках реализации проекта предполагается поставка авиакомпании 45 воздушных судов российского производства до 2025 г. В их числе – восемь самолетов SSJ100 и 19 самолетов Ил-114-300, по которым уже заключены соглашения о намерениях по передаче в лизинг с «Авророй», а также восемь самолетов L-410 NG и 10 легкомоторных самолетов «Байкал».
По оценкам ГТЛК, помимо расширения авиапарка дальневосточному перевозчику для бесперебойной работы необходимо создать как сервисные центры, так и пул запчастей и подменных двигателей для воздушных судов. «Авиапарк – основа работы любой авиакомпании. Со своей стороны ГТЛК готова участвовать в процессе по выстраиванию системы сервисного обслуживания авиатехники», – пояснил представитель ГТЛК. В целом потребности российской авиации ГТЛК оценивает примерно в 700 отечественных самолетов до 2030 г.
Для повышения доступности авиаперевозок необходимо развивать и авиатранспортную инфраструктуру. В 2021–2024 гг. инвестиции в реконструкцию региональных и местных аэропортов России из средств федерального бюджета составят почти 132 млрд руб., говорил заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик. Сейчас в России функционирует 91 федеральный аэропорт, из которого 78 имеют статус международных.
Автостопом по стране
Увеличить транспортные потоки, а заодно и улучшить качество жизни населения должно строительство новых транспортных магистралей, говорил в апреле Путин, обращаясь с посланием к Федеральному собранию. «Опорная инфраструктура должна тянуть за собой развитие всех территорий, по которым она проходит», – подчеркнул президент.
Один из амбициозных проектов – строительство скоростной автотрассы М-12. Изначально автомобильная дорога должна была связать Москву и Казань в рамках проекта международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. Протяженность новой автотрассы составит почти 800 км, дорога должна улучшить связь между Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской агломерациями и в 2 раза сократить время в пути на машине от Москвы до Казани. Позже Путин предложил продлить трассу до Екатеринбурга. Ожидается, что первый участок до Казани будет введен в эксплуатацию уже в 2024 г., а полностью дорога будет готова в 2030 г.
Другой важный проект – внедрение беспилотных логистических коридоров на скоростных дорогах. По расчетам Минтранса, использование беспилотников позволит к 2030 г. увеличить на 25% коммерческую скорость доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для транспортных компаний. Одним из первых таких проектов может стать запуск автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева». ГТЛК готова инвестировать средства как в поставку самих беспилотных транспортных средств, так и в создание инфраструктуры умной дороги, пишет Дитрих в своей колонке. «Это и транспорт с умной начинкой, и стационарная инфраструктура – оборудование, обеспечивающее связь беспилотных транспортных средств с центрами управления движением, – и оснащение самих этих центров», – объясняет Дитрих.
Водный задел
Согласно подсчетам Минтранса, наибольшую эффективность в России показали грузоперевозки железнодорожным и внутренним водным транспортом, говорил глава министерства Виталий Савельев на заседании Госсовета. «Предлагается нарастить долю внутреннего водного транспорта в 2 раза в грузообороте <...> В рамках стратегии планируется обеспечить рост перевозок внутренним водным транспортом в Российской Федерации на 4,5% ежегодно: со 108 млн т в 2019 г. до 222 млн т, или до 2,6% от объема перевозок без учета трубопроводного транспорта», – добавил он.
Согласно данным «Infoline-аналитики», в России сейчас курсирует около 12 400 речных транспортных судов и судов смешанного плавания. При этом средний возраст транспорта в сфере водных перевозок составляет около 40 лет, а нормативные сроки эксплуатации критически превышены почти у половины судов.
Процесс обновления флота ускоряют поставки судов в лизинг с государственным софинансированием, говорит представитель ГТЛК. При поддержке государства ГТЛК готова финансировать строительство более 300 единиц гражданских судов различного типа, в том числе грузовых, на общую сумму 300 млрд руб. до 2030 г., писал ТАСС со ссылкой на представителя ГТЛК.
В серьезной модернизации нуждается и морской флот страны. Средний возраст эксплуатируемых сухогрузных судов составляет 28 лет, наливных судов – 21 год, а пассажирских – 25 лет, свидетельствуют данные «Infoline-аналитики».
Один из ключевых проектов в сфере морских грузоперевозок – развитие Северного морского пути (СМП). Этот маршрут – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. В 2024 г. по СМП планируется перевезти 80 млн т грузов, тогда как в 2020 г. было перевезено 33 млн т, говорил в сентябре Путин.
ГТЛК занимается строительством универсального морского порта в Мурманске, от которого во многом будут зависеть экономика перевозок и объем грузо-оборота по СМП. Возведение терминала должно быть закончено к 2023 г. Также в рамках инициативы значится строительство сопутствующей инфраструктуры – железнодорожных путей, включая строительство ветки Выходной – Лавна. Ожидается, что порт станет якорным проектом Мурманского транспортного узла. По завершении работ в регионе появится действующий круглогодичный глубоководный морской хаб-центр по переработке грузов, который будет интегрирован в международный транспортный коридор Север – Юг. В дальнейшем Лавна станет универсальным портом.
Осенью этого года ГТЛК и японская компания Mitsui O.S.K. Lines подписали соглашение о рефинансировании строительства двух плавучих хранилищ газа, которые будут использоваться на проектах «Новатэка» в Мурманской области и на Камчатке. «ГТЛК впервые удалось привлечь иностранный капитал для реализации российского проекта на СМП. В числе ожидаемых эффектов – снижение транспортных расходов перевозчиков и уменьшение выбросов вредных веществ», – комментировал подписание соглашения Дитрих.
Восточный транзит
До 2035 г. объем железнодорожных грузовых перевозок в России должен вырасти на 30%, пассажирских – почти в 1,5 раза, делился амбициозными планами с президентом глава РЖД Олег Белозеров на заседании Госсовета в октябре 2021 г. Всего на развитие железнодорожного транспорта за 15 лет будет направлено 23,7 трлн руб., уточнял он.
В сфере развития железнодорожной инфраструктуры один из наиболее значимых проектов – расширение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (проект модернизации двух этих магистралей называется «Восточный полигон»). По расчетам правительства, пропускная способность этих магистралей к 2024 г. должна увеличиться в 1,5 раза до 180 млн т в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении Запад – Восток – сократиться до семи суток. К 2025 г., по завершении второго этапа модернизации, провозная способность Восточного полигона должна достичь 180 млн т по сравнению со 120 млн до начала проекта, а к 2035 г. – вырасти до 240 млн т грузов в год. Объем финансирования проекта, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 млрд руб. &