Какие новинки предложат организаторы МАКСа в 2019 году
Что можно будет посмотреть и попробовать на авиакосмическом салонеМАКС-2019, который пройдет с 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском, обещает множество новинок в экспозиции и организации. Прежде всего – мировую премьеру российского пассажирского самолета МС-21-300. Увидеть своими глазами можно будет макет кабины и салона российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, беспилотники и проекты в области сверхзвука. В авиашоу примет участие рекордное количество пилотажных групп. Но главные изменения – в деловой части. Салон развивается как бизнес-мероприятие и теперь предлагает десятки конференций и круглых столов, эффективный нетворкинг и даже вертолетное такси до Москвы.
Мировая премьера
В 2019 г. на огромной площадке авиакосмического салона МАКС свои экспозиции разместят сотни компаний. «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) представит всю актуальную линейку самолетов, включая новейшие разработки. Основной акцент сделан на гражданских проектах. На статической стоянке и в летной программе примут участие самолеты SSJ100 и Sukhoi Business Jet. Покажем полноразмерный макет кабины и салона российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929», – говорит директор департамента корпоративных коммуникаций ОАК Станислав Зуев.
Александр Левин
Гендиректор ОАО «Авиасалон», устроителя МАКСа
«В аэрокосмической отрасли происходят стремительные изменения, которые приводят к появлению новых сегментов рынка. Мы уже являемся свидетелями цифровой трансформации, беспилотной революции, электрификации авиатранспорта. Для нашей страны весьма актуальна тематика развития авиации
общего назначения, которая имеет колоссальный потенциал. Эти тенденции отразятся и в экспозиции».
Гвоздь программы МАКС-2019 – пассажирский среднемагистральный самолет МС-21-300, на салоне состоится его мировая премьера. Разработчик машины – российская корпорация «Иркут» – планировал представить лайнер на авиасалоне в 2017 г. (МАКС проходит раз в два года, прошлый был в 2017 г. – «Ведомости&»), но тогда презентация не состоялась: к началу авиасалона самолет еще проходил летные испытания. Сейчас удачное время для премьеры, говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Пока весь мир переживает по поводу сдвига сроков возвращения в эксплуатацию Boeing 737MAX, Россия демонстрирует свою продукцию, несмотря на санкционное давление и ограничение по композитам (подробнее см. интервью замминистра промышленности Олега Бочарова – «Ведомости&»). Отечественный лайнер по ключевым параметрам превосходит иностранные аналоги: он легче, имеет композитное крыло с большим удлинением, что улучшает аэродинамику, а его фюзеляж шире, чем у Boeing и Airbus, на 36 и 11 см, пассажирам в нем будет удобнее», – объясняет он.
На площадке авиасалона будет три опытных самолета МС-21-300. «Один самолет участвует в летной программе выставки. Второй представлен на общей статической стоянке. Третий, оборудованный пассажирским салоном в двухклассной компоновке, будет расположен отдельно», – говорит заместитель генерального директора по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев.
Юсеф Мохаммед Махмуд
Директор Бахрейнского международного авиасалона
«МАКС – отличная площадка для того, чтобы познакомиться с возможностями российской промышленности, увидеть новинки, в том числе космической и военной техники. У России остается прекрасный потенциал: технические наработки, люди, производственные возможности. Может быть, единственное, что делается недостаточно, – маркетинг, продвижение на международных рынках. Европейцы и американцы продают активнее. Но мы рассматриваем Бахрейн и как хаб для продвижения российской авиационной и космической техники в регионе».
Российские вертолетостроители на МАКС-2019 делают акцент на вертолете «Ансат», серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Холдинг «Вертолеты России» решил поразить гостей версией с салоном Very VIP – в его создании принял участие институт НАМИ, разработчик президентского лимузина Aurus. Еще один вертолет с салоном повышенной комфортности – Ми-38, на земле и в полете будет показана первая серийная машина.
Новинкой МАКСа станет средний многоцелевой вертолет Ка-62 в новой конфигурации. Машина получила удлиненный фюзеляж, французский двигатель и австрийский редуктор – все это позволило улучшить ее эксплуатационные характеристики. «Вертолет предназначен для транспортировки грузов, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения. Также он может использоваться в нефтегазовой области, для спасательных операций и корпоративных перевозок», – говорится в ответе «Вертолетов России» на запрос «Ведомости&».
Из Китая и по делу
До МАКСа крылом подать
Впервые на МАКС можно будет добраться на такси-вертолете, которое будет курсировать до выставочного комплекса из Одинцовского района Московской области. Стоимость билета – 22 000 руб. Полеты будут выполняться на российском вертолете «Ансат» с салоном на семь мест. Также добраться до авиасалона можно электропоездом или поездом-экспрессом РЭКС с Казанского вокзала до платформы Отдых. От платформы Отдых до входа на выставку курсируют бесплатные автобусы. С пятницы по воскресенье такие же бесплатные автобусы будут следовать и от платформы 42-й километр. На автомобиле можно доехать до выставочного комплекса только при наличии автопропуска (стоимость – от 2500 руб. за разовый талон). Также для тех, кто решит отправиться на МАКС на автомобиле, с пятницы по воскресенье будет действовать перехватывающая парковка на аэродроме «Быково», откуда будет курсировать бесплатный шаттл до выставочного комплекса. В дни проведения авиасалона будет создано около 20 000 парковочных мест, в том числе 12 000 – на аэродроме «Быково».
МАКС в этом году впервые пройдет при участии страны-партнера – Китая. Экспозиция КНР будет самой крупной среди стран-участниц: больше 20 компаний займут павильон в 3000 кв. м и примерно 400 кв. м на статической экспозиции (там они покажут натурные образцы беспилотников). В отдельном павильоне можно будет увидеть макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, который на паритетных началах разрабатывается ОАК и китайской COMAC (подробнее об этом проекте см. статью). Макет – это 20-метровый фрагмент фюзеляжа с пассажирским салоном и кабиной пилотов. Это будет первая зарубежная демонстрация лайнера. Запланирован российско-китайский форум делового сотрудничества и презентации в павильоне Китая.
Всего же в авиасалоне участвует более 800 компаний, в том числе из Бельгии, Германии, Великобритании, Бразилии, Израиля, Ирана и других стран. Авиасалон все большую ставку делает на деловую программу. В 2017 г. МАКС финишировал с заключенными сделками на 400 млрд руб. В 2019 г. опрошенные изданием «Ведомости&» эксперты ожидают не меньший объем контрактов.
Деловая программа МАКСа в 2019 г. стартует с Евразийского аэрокосмического конгресса. Мероприятие объединит представителей науки, бизнеса и власти для развития аэрокосмической индустрии на евразийском пространстве. Всего на конгрессе ожидается больше 650 делегатов. Также в программе авиасалона научные конференции по секции «Сверхзвук», по темам материалов для авиационной и космический техники, по бортовому оборудованию.
Особое внимание организаторы мероприятия уделили молодежной тематике: на МАКСе будет отдельный раздел Future Hub и экспозиция «От винта!», на которых свои разработки представят школьники и студенты, молодые инженеры и ученые. Вопросы формирования кадрового потенциала мирового и российского авиастроения обсудят участники Международного молодежного форума.
Для более продуктивной работы участников салона организаторы разработали сервис назначения коротких деловых встреч MatchMaking (подробнее см. врез).
Смотр регионов
Региональные производства в 2019 г. будут представлены на МАКСе в новом формате. Предприятия Ульяновской и Самарской областей, Республики Татарстан и Пермского края – всего полсотни участников – покажут свои разработки в отдельном павильоне «Авиационные регионы России» площадью 700 кв. м.
Для представителей регионального бизнеса сформирована собственная деловая программа. В частности, они будут обсуждать формирование крупного отраслевого технопарка на площадке КБ им. Хруничева и испытательные полигоны для беспилотных авиационных систем. «Чиновники Ульяновской области расскажут об особенностях организации единственной в России аэропортовой особой экономической зоны, представители Ассоциации кластеров и технопарков России обсудят с губернаторами инициативы по поддержке отраслевых инвестиционных проектов в авиастроении и многое другое. Мы ожидаем высокий уровень деловой активности в плане региональной повестки», – говорит Денис Барышников, директор АНО «Межрегиональный авиационный кластер», объединяющего авиапредприятия Иркутской, Нижегородской и Ульяновской областей.
1510 встреч
по системе MatchMaking между представителями 1000 компаний состоялось на МАКСе в 2017 г. MatchMaking – система назначения встреч для потенциальных деловых партнеров, которая работает во время проведения авиасалона. Зарегистрированные участники могут подать заявку на организацию персональных встреч с представителями интересных им компаний. На встречи отводится определенное время, при этом стороны заранее могут подготовиться по нужным вопросам. Организацию встреч берут на себя менеджеры авиасалона. В 2017 г. формат пользовался спросом у представителей малого и среднего бизнеса.
«Наши исследования говорят, что продуктивность заранее назначенных встреч в 3–5 раз выше, нежели случайных. Это происходит потому, что целевой потенциальный баер, соглашаясь на встречу с экспонентом, заранее знакомится с его продукцией и приходит на встречу уже заинтересованным в товаре или услуге», – говорит Андрей Жуковский, гендиректор «РуссКом Ай-Ти Системс» и председатель комитета по маркетингу и исследованиям Российского союза выставок и ярмарок.
Участник МАКС-2017, генеральный директор компании «Экспериментальная мастерская НаукаСофт» Сергей Халютин рассказывает: его фирма провела успешные заранее подготовленные переговоры с китайскими партнерами и немецкой компанией. В первом случае сотрудничество ограничилось бартером – расчет изготовления электродвигателей в обмен на продвижение российской компании на мировых выставках. А вместе с ALAMO Engineering из Германии уже запущен бизнес с потенциалом $1,5 млн в год.
«Участники переговоров заполняли анкеты, в которых оценивали потенциал сотрудничества. По итогам нескольких дней интенсивной работы они обсудили сделки и проекты на общую сумму 36 млрд руб.», – говорит Пантелеев из «АвиаПорта».
Губернаторы каждого из регионов-участников расскажут о поддержке развития авиационной промышленности, представители ОАК и «Вертолетов России» – о том, как они будут взаимодействовать с поставщиками, иностранные коллеги поделятся с россиянами своим опытом. Панельная дискуссия пройдет с участием представителей европейских и китайских авиакластеров, говорит Барышников.
Генерал-майор Родольфо Родригес Квесада
Президент авиасалона ФАМЕКС-2021 (Мексика)
Перспективный рынок для российских вертолетов – Мексика. «Экспозиция российских авиастроителей в Мехико в этом году была очень большой, и российская продукция заинтересовала многие мексиканские предприятия. Речь в первую очередь о вертолетах и услугах по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов. А между ФАМЕКС и МАКСом теперь налажено сотрудничество, и мы примем участие в авиасалоне в Москве».
Авиасалон МАКС всерьез обратил внимание на поставщиков 3–4-го уровней, и этой теме будут посвящены мероприятия второго дня под общим названием «День поставщика». Специалисты ОАК, корпорации «Иркут», ПАО «Ильюшин» и «Вертолетов России» расскажут региональным предприятиям о возможностях стать поставщиками крупных федеральных компаний.
Беспилотники и деловая авиация
МАКС объединит игроков из разных подотраслей для обсуждения вопросов создания и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Несколько компаний представят свои научные разработки. Для интересующихся беспилотной тематикой будет создан специальный павильон, где можно увидеть все новинки и провести переговоры с представителями компаний, рассказывает Александр Левин, гендиректор ОАО «Авиасалон», устроителя МАКСа. Аналогичный подход – по тематике авиации общего назначения.
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. Жуковского проведет научно-техническую конференцию, в которой будет сессия по сверхзвуковым летательным аппаратам. Будут представлены перспективные проекты и на стенде института. Центральной частью экспозиции ЦАГИ станет масштабная модель сверхзвукового делового самолета, передал через представителя гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало. Крейсерская скорость новинки превысит скорость звука в 1,6–1,8 раза, а дальность полета достигнет 7500–8000 км, что позволит из Москвы отправиться в Нью-Йорк или Хабаровск. Громкость звукового удара при этом может составлять 65–70 децибел, что соответствует шуму мегаполиса, говорит он. Кроме того, ЦАГИ продемонстрирует транспортный беспилотник вертикального взлета и посадки вентиляторного типа. Этот аппарат обеспечит транспортную доступность регионов с неразвитой аэродромной сетью, может использоваться на объектах нефтегазового комплекса, геологоразведки и энергетики, морского флота. &
Текст: Анна Героева
В подготовке участвовал Александр Витальев