Законы против экспортных барьеров

Основные ограничения, сдерживающие рост несырьевого экспорта, должны быть сняты уже до конца 2019 года
PhotoXPress

За 2018 г. несырьевой экспорт вырос даже больше, чем нужно для выполнения майского указа Владимира Путина и задач нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В 2018 г. он увеличился до $151 млрд – это рост почти на 12% от базовых $135,1 млрд. И чтобы достигнуть цели, в этом году он должен вырасти не менее чем на 9%, писали эксперты РАНХиГС в апреле (правда, рост был обеспечен в основном увеличением экспортных цен). В этом году объем несырьевого экспорта скорее всего превысит $160 млрд, заявил в начале мая замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков. $160 млрд на 2019 г. заложено в нацпроекте как целевой прогноз.

Чтобы продолжить устойчивое развитие несырьевого экспорта, государство активно снимает регуляторные барьеры: уже обнулен НДС для экспортируемых услуг, либерализуется валютный контроль, уточняются нормы по переработке на таможенной территории. Одновременно запускаются механизмы, которые должны простимулировать рост производства как в России, так и на территории других стран, – корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК) и первая Российская промышленная зона в Египте.

На первом этапе системных мер по содействию международной торговле мы выбрали не так много пунктов, но решили сконцентрироваться на том, что больше всего беспокоит бизнес, говорит генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев (подробнее см. интервью на стр. 08). Это смягчение валютного контроля (в том числе отмена уголовного наказания за нарушения), установление возможности применять налоговые вычеты по НДС при экспорте услуг и отмена избыточных ограничений при экспорте, перечисляет он. В 2019 г. должны эти вопросы решить.

С услугами и без НДС

С 1 июля экспортеры услуг смогут получить вычет «входного» НДС, поправки об этом Госдума приняла в апреле. До сих пор такая мера поддержки действовала только при экспорте товаров. «Снижение налоговой нагрузки – важный стимул для повышения конкурентоспособности российских экспортеров на внешних рынках. Возможность вычета НДС охватывает компании широкого спектра отраслей с высоким экспортным потенциалом», – говорит замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков. Это касается машиностроения в части развития сервисного обслуживания, инжиниринговых и лизинговых услуг, строительства, транспорта, IT, перечисляет он.

РЭЦ предлагает расширить и перечень ситуаций, при которых можно применять нулевой НДС для товаров. Сейчас воспользоваться такой ставкой российская компания может, только если продает товар иностранной организации-нерезиденту. А если сделка проводится между двумя «дочками» российских компаний за рубежом, применить ставку 0% невозможно.

Экспедиторы и раньше использовали нулевую ставку НДС, говорит Надежда Ларионова, финансовый директор петербургской транспортно-логистической компании ООО «ВМТ». «Более существенным было бы внесение четких позиций по применению нулевой ставки при организации международной перевозки, а также по предоставлению подтверждающих товаросопроводительных документов», – говорит она.

С валютой и на свободе

«По результатам общения с бизнесом мы выяснили, что серьезным барьером для них являются требования валютного контроля. Многие даже выносят торговые дома за рубеж, некоторые переводят туда бизнес», – признает Слепнев.

В России до сих пор существует целый ряд валютных ограничений, в том числе обязательство зачислять и рублевую, и валютную выручку на счета в российских банках. За каждый день просрочки – штраф в 1/150 ключевой ставки ЦБ, за невозврат – 75–100% от суммы сделки, а за невозврат валютной выручки в особо крупном размере предусмотрено лишение свободы до 5 лет.

Российский бизнес считает сложные таможенные правила и отсутствие хорошей аналитики по зарубежным рынкам главным препятствием для экспортных поставок, показал проведенный РЭЦ опрос. 12,3% опрошенных компаний заявили, что их пугают таможенные правила и администрирование, 9,7% не хватает данных о зарубежных рынках, 8% отметили сложность в получении кредитов под экспортные поставки.

Требование об обязательном возврате валютной выручки снижает конкурентоспособность российского бизнеса, указывают российские поставщики. Из-за этого требования экспортируемая продукция дорожает, а риск уголовной ответственности и вовсе препятствует выходу компаний на внешние рынки, писали в марте в письме премьеру Дмитрию Медведеву четыре бизнес-ассоциации – Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и «Опора России». Они просили отменить уголовную ответственность за нерепатриацию. Медведев поручил усовершенствовать уголовное законодательство по валютным нарушениям. «Уголовная ответственность – это абсолютный рудимент, соответствующее решение председатель правительства принял, и мы надеемся, что этот законопроект мы скоро увидим», – говорит Слепнев.

Минфин с участием РЭЦ уже подготовил поправки в закон о валютном контроле. Он предлагает смягчить санкции за нарушения валютного контроля, существенно снизив штрафы, заменив их на предупреждение для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности и отменив уголовную ответственность.

Российские компании часто работают с иностранными контрагентами на условиях отсрочки платежа, рассказывает Александр Шендерюк-Жидков, директор управляющей компании «Содружество», которая управляет всеми «дочками» одноименной группы компаний в России. Поэтому, чтобы выполнить требования валютного законодательства, компаниям часто приходится прибегать к различным механизмам урегулирования долга еще до наступления срока, говорит Шендерюк-Жидков. В отдельных случаях банки готовы продлевать сроки возврата выручки в паспорте сделки, но проблему можно решить только законодательно – работа, которую проводит РЭЦ, делает валютное законодательство более бизнес-ориентированным, считает он.

«Законодательство в валютном плане достаточно строгое. Конечно, любое послабление на пользу бизнесу, – говорит руководитель экспортного отдела АПФ «Фанагория» Михаил Лелюк. – Мы сможем смелее давать отсрочки платежа, что, несомненно, увеличит наш экспортный оборот. Сейчас, когда штрафы равны сумме поставки, этим механизмом мы пользуемся очень редко». «Благодаря переходу на электронный документооборот стало проще и быстрее оформлять документацию, а поправки к закону о валютном контроле значительно облегчат нашу работу в этой сфере», – соглашается исполнительный директор ЗАО «ОКБ «Ритм» Игорь Ракевич.

Сэкономить на таможне

Еще один важный инструмент развития экспорта – переработка на таможенной территории. Этот механизм позволяет ввезти иностранное сырье или компоненты без уплаты таможенных платежей и использовать их для производства продукции, которая затем отправится на экспорт. Производители таким образом могут экономить, по данным РЭЦ, 25–35% от стоимости ввозимого сырья и компонентов. Этим режимом активно пользуются производители автомобилей, продукции легкой промышленности, кондитерских изделий, автомобильных шин и др.

До недавнего времени нормы, регулирующие применение этого механизма, были недостаточно корректны, в результате у многих экспортеров сложился стереотип, что воспользоваться этой процедурой могут лишь предприятия, работающие на давальческом сырье, те, кто использует только номерные компоненты, которые легко идентифицировать, или те, у кого есть выделенная линия для производства экспортной продукции, рассказывает Слепнев. «Сейчас, когда избыточные ограничения устранены, мы проводим большую разъяснительную работу для обучения предпринимателей правилам применения переработки на таможенной территории», – говорит Слепнев.

Ставка на корпоративные программы

«Задача нацпроекта состоит в том, чтобы наши предприятия производили продукцию, которая пользуется спросом на мировых рынках. И экспорт здесь не является самоцелью, а лишь маркером того, что промышленная продукция, которая реализуется на внутреннем рынке, пользуется спросом не только у нас, но и у зарубежных потребителей», – объяснял вице-премьер правительства Дмитрий Козак в апреле этого года, сразу после подписания постановления о внедрении нового механизма поддержки промышленности – КППК (цитата по стенограмме на сайте правительства).

Сложнее всего было, по словам вице-премьера, придумать решения, которые бы не конфликтовали с правилами Всемирной торговой организации. В итоге родился проект КППК. Участникам проекта предстоит подписать соглашение с Минпромторгом и взять на себя обязательства по модернизации управления и росту экспортных поставок. Взамен они получат право на субсидирование процентных ставок по экспортным и инвестиционным кредитам (до 4,5%), приоритетное право на транспортные субсидии и другие нефинансовые меры поддержки. На реализацию КППК государство готово потратить 336 млрд руб.

Программа открывает доступ к льготному финансированию экспортных проектов: коммерческие ставки для банков – участников этой программы снижаются на 4,5 процентного пункта, рассказывал министр финансов Антон Силуанов на заседании. По замыслу авторов субсидирование кредитных ставок поможет выровнять условия доступа к заемным средствам для российских компаний по сравнению с их зарубежными конкурентами. На Западе кредиты значительно дешевле и выдаются на более длительный срок, признавал Козак в беседе с журналистами.

Только КППК привлечет 7 трлн руб. частных инвестиций до 2024 г., говорил Осьмаков. «КППК – самая большая и мощная программа поддержки промышленности на ближайшие шесть лет. Это единственный проект, который должен изменить качество экономического роста», – указывал замминистра.

До 15 июня Минпромторг принимает заявки, а до конца августа правительство утвердит список участников проекта и подпишет с ними соглашения. В целом интерес проявило более 1000 компаний, но соглашение в 2019 г. будет подписано с 250, говорит Слепнев. Главным критерием выбора будут обязательства по объему реализации продукции к 2024 г. на внутреннем и внешних рынках, объяснял ранее Козак.

Изначально Минпромторг собирался закончить прием заявок 15 мая, но в итоге срок был продлен на месяц. Это позволит дополнительно простимулировать участие производителей в КППК, говорит министр промышленности и торговли Денис Мантуров. После окончания квалификационного отбора Минпромторг сформирует единый перечень производителей, с которыми будут заключаться соглашения о реализации КППК.

Андрей Гурьев, гендиректор «Фосагро» (группа поставляет минеральные удобрения более чем в 100 стран), называет КППК «наиболее действенным механизмом поддержки промышленных предприятий». «Отрасль минеральных удобрений – одна из ключевых в химической промышленности в части увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Работа с РЭЦ, ЭКСАРом и Росэксимбанком дает нам дополнительные преимущества в повышении конкурентоспособности и освоении новых рынков: мы можем идти к покупателям, давать им кредитование, финансирование на приобретение нашей продукции. И при этом быть уверенными, что все наши риски застрахованы», – говорит Гурьев.

"Фосагро" /Евгений Егоров / Ведомости

Зона для промышленности

Чтобы расширить несырьевой экспорт, правительство стимулирует развитие производства не только в России, но и непосредственно на зарубежных рынках. В мае 2018 г. было подписано межправительственное соглашение о создании Российской промышленной зоны в районе Восточный Порт-Саид. «Эта площадка должна стать первым, пилотным опытом географического приближения российских производителей и поставщиков к перспективным партнерам и потребителям», – объясняет в интервью «Ведомости&» Мантуров (подробнее см. на стр. 04).

На создание и развитие зоны до 2024 г. запланированы бюджетные инвестиции в размере 12 млрд руб., говорит Слепнев. «Эти деньги будут направлены на проектную подготовку, создание управляющей компании, освоение участка и подготовку его для наших компаний», – рассказывает он. Россия, подчеркивает он, «ценит заинтересованность египетской стороны в этом проекте – на участке уже ведутся работы».

Слепнев называет Египетскую промзону «без преувеличения первым инфраструктурным мегапроектом такого рода, запускаемым РЭЦ»: в ближайшие пять лет на участке площадью 525 га должен появиться комплексный индустриальный парк для российских компаний, выходящих на рынок Египта, его ближайших соседей и других стран региона Ближнего Востока и Африки. По словам Мантурова, уже подписаны соглашения о вхождении в проект около 20 компаний, в том числе из агропрома, фармацевтики, металлургии, горной и нефтеперерабатывающей промышленности.

РЭЦ видит свою роль в этом проекте в том, чтобы обеспечить российским предпринимателям максимальную поддержку, наиболее комфортные и выгодные условия для локализации, широкие возможности для поставок на рынок Египта и реэкспорта в страны региона.

Площадка станет первым, пилотным опытом географического приближения российских производителей и поставщиков к перспективным партнерам и потребителям. Для резидентов Российской промышленной зоны будут доступны ключевые преимущества, предоставляемые Экономической зоной Суэцкого канала: близость к важнейшим логистическим каналам, многочисленные торговые соглашения Египта, максимально упрощенные правила ведения бизнеса и единое окно для решения любых вопросов и задач.

Египет – один из главных рынков для российского зерна. Компании «Щелково Агрохим» (производитель агрохимии) зона в Египте интересна с точки зрения льгот российским компаниям при выходе на рынок Египта и других стран, говорит Сергей Клишин, начальник отдела по продажам для дальнего зарубежья этой компании. Сейчас бизнес, по его словам, ждет, какие условия будут там для регистрации российских компаний. &

Текст: Юрий Иванов, Александра Мальцева