Чище, лучше, зеленее

Как Франция борется с вредным воздействием на окружающую среду
Евгений Разумный / Ведомости

«Мы собираемся стать для всех образцом страны, которая борется против изменения климата», – заявил вскоре после своего избрания в мае 2017 г. на пост президента Французской Республики Эммануэль Макрон. Президента волнует, что загрязненный воздух является причиной преждевременной смерти людей даже в европейских странах. Из государственного бюджета он пообещал выделить 15 млрд евро на инвестиции в экологические программы. Франция, по мысли Макрона, должна стать главным локомотивом экологических инициатив в мире.

Уже в декабре 2017 г. Макрон оперативно организовал Парижский международный климатический саммит One Planet Summit, на который приехали главы ООН, Всемирного банка, 59 государств, в том числе премьер-министры Великобритании и Испании Тереза Мэй и Мариано Рахой, и 39 министров – из Китая, Индии, Аргентины и др. (Россия в саммите не участвовала).

На саммите была создана коалиция «углеродного нейтралитета» и провозглашены меры по нейтрализации выбросов CO2 в атмосферу – инвестиции в проекты зеленой энергетики, призванные заменить грязное ископаемое топливо на углеродно-нейтральное.

Франция уже возглавляет список стран с самым высоким индексом устойчивости в продовольственной сфере (The Food Sustainability Index, который составляет журнал Economist). К 2040 г. Франция собирается прекратить продажу бензиновых и дизельных автомобилей и полностью перейти на электрокары (такую цель поставило правительство страны). Уже сегодня страна – один из мировых лидеров в области возобновляемых источников энергии.

Французская страховая и инвестиционная компания AXA пообещала вывести 2,4 млрд евро инвестиций из угольных проектов, сократив свое участие в них до 850 млн евро, и 700 млн евро из проектов по разработке нефтеносных песков из-за их негативного воздействия на климат, а также инвестировать 12 млрд евро в климатические проекты до 2020 г. А BNP Paribas – перечислить развивающимся странам к 2025 г. $10 млрд на борьбу с изменениями климата.

Крупные французские компании давно взяли курс на устойчивое развитие и не скупятся на поиск энергосберегающих, экологичных и других инновационных технологий.

Меньше тратить

Следуя за политикой материнских компаний во Франции, их российские офисы тоже уделяют большое внимание взаимодействию с окружающей средой. Еще в 2007 г. дочерняя компания многопрофильной группы Veolia (специализируется на поставке и очистке воды, коммунальных услугах, энергетике и транспортных услугах), АО «Нева энергия», выиграла конкурс на право взять в долгосрочную (25 лет) аренду систему теплоснабжения г. Сланцы в Ленинградской области. Компания реконструировала главную котельную, увеличив ее мощность с 60 до 96 МВт ч, что позволило закрыть все неэффективные источники тепла и 50% теплосетей. В результате потребление первичной энергии сократилось на 30%, потребление электроэнергии – на 15%, потери теплоносителя – на 80%, потери тепловой энергии в сетях – с 40% до нормативных показателей, одновременно уменьшились и вредные выбросы.

30%

На столько снизилось потребление топлива на заводе «Лафарж цемент» в г. Вольске Саратовской области после запуска модернизированной линии в августе 2017 г. Производительность новой линии – 4500 т клинкера в день, столько же, сколько производили старые печи. При этом выбросы предприятия снизились

Похожие результаты компания получила и в г. Гдове Псковской области, где за счет использования местных топливных ресурсов (торфа, дров, щепы, топливных гранул пеллет) «Нева энергия» смогла «увеличить КПД основного источника на 15% и сократить количество потребляемых ресурсов на 7%», говорит заместитель генерального директора ООО «Веолия Восток» Елена Коноваленко.

Сервис-провайдер Orange Business Services сейчас внедряет IoT-решение учета расхода топлива на судах одной из российских рыболовных компаний (пока Orange ее не называет). Система сможет с высокой точностью в онлайн-режиме контролировать расход массы горючего, в том числе во время бункеровок, а также отслеживать работу главного двигателя, вспомогательных дизель-генераторов и котлов. Все это позволит экипажу экономить топливо, оптимизируя курс и скорость в зависимости от местоположения судна и текущих погодных условий, рассказывает старший вице-президент Orange Business Services по региону IMEAR Ричард ван Вагенинген.

«Ашан Ритейл Россия», российская «дочка» французской Auchan, с 2015 г. ввела во всех своих магазинах единую систему дистанционного сбора и учета данных по расходу всех видов энергоресурсов, говорится в отчете компании. Это позволило компании контролировать потребление ресурсов каждого магазина удаленно. Благодаря внедрению системы уже за 2016 г. в гипермаркетах удалось сократить потребление электроэнергии на 5,75% (по сравнению с 2014 г.), а в супермаркетах – на 8,54%. Благодаря переходу на светодиодные светильники компания смогла улучшить уровень освещенности торговых площадей и подсобных помещений без увеличения мощностей, освещать только необходимые для работы зоны помещений, а также отказаться от использования ртутьсодержащих ламп дневного света, сократив количество отходов 1-го класса, которые представляют опасность по истечении срока эксплуатации.

Меньше мусорить

Ежегодно в России образуется больше 60 млн т твердых коммунальных (бытовых) отходов – т. е. около 400 кг отходов на одного человека в год. В хозяйственный оборот вовлекается только около 7–8% собираемых отходов, остальные же направляются на захоронение. Одна из причин низкого процента утилизации – недостаток инфраструктуры.

В 2015 г. компания «LafargeHolcim Россия», инвестировав 240 млн руб., открыла первый в России цех альтернативного топлива на цементном заводе в Ферзикове в Калужской области. Французы заменили ископаемые виды топлива альтернативными: в ход пошли не только бумага, древесина и картон, но и резина, старые шины, шлам муниципальных сточных вод, биомасса, жир, растворители, отработанные масла, нефтяные отходы, пластики, сортированные муниципальные отходы и др. Согласно отчету компании за 2017 г. цех переработал 26 000 т сортированных твердых коммунальных отходов и 1,2 т древесных отходов. Использование альтернативного топлива позволило осуществить регенерацию 8% энергии (преобразование одного типа энергии в другой с возможностью ее повторного использования в том же самом или другом процессе. – «Ведомости&») и, как следствие, сэкономить 8% природного газа при полном отсутствии небезопасных зольных остатков (температура утилизации – 2000 °С). Для сравнения: мусоросжигательные заводы образуют в процессе переработки около 20% зольного остатка. Замещение природных источников топлива отходами позволяет безопасно утилизировать часть загрязняющих окружающую среду отходов, сэкономить невозобновляемые природные ресурсы (уголь и газ) и сократить площадь мусорных полигонов.

В Ферзиково отправляет неликвидную логистическую тару, остающуюся после поставки автокомпонентов, например, калужский автомобильный завод «ПСМА рус» (СП, 70% у французской PSA Group и 30% у японской Mitsubishi Motors Corporation), рассказывает глава департамента по промышленной безопасности, взаимодействию с окружающей средой «ПСМА рус» Наталья Грунина. «Лафарж цемент» преобразует эту тару в тепловую энергию. В целом же на калужском заводе удалось добиться 79% валоризации (т. е. переработки для вторичного использования) всех отходов производства и потребления.

Использовать дважды и экономить

Компания Danone в России использует вторичный ПЭТ (полиэтилентерефталат) в производстве новой упаковки для продукции своих марок «Простоквашино», «Био баланс», «Актуаль» и «Активиа». В 2017 г. Danone поставила цель довести долю вторсырья в своей ПЭТ-упаковке до 30%. Для этого компании потребовалась помощь российских поставщиков – производителей вторичного ПЭТ-гранулята пищевого качества и производителей ПЭТ-преформ. Сегодня молочную бутылку, на 30% состоящую из переработанного ПЭТ, компания тестирует на шести заводах. Полномасштабное внедрение инновации на всех российских производствах компании планируется провести до конца 2018 г. Danone рассчитывает, что это позволит сократить углеродный след (количество парниковых газов, причиной которых стала деятельность организаций, действия по транспортировке продуктов, производству продуктов или деятельность человека. – «Ведомости&») на 5600 т в год (такой объем CO2 можно компенсировать посадкой 34 000 саженцев березы и дуба).

«Ашан Ритейл Россия» пошла по пути разработки «динамичной упаковки», позволяющей рационально использовать место на полках и экономить картон. Например, тюбики зубной пасты собственной торговой марки ритейлера «Наша марка» не упаковываются в персональные коробочки, а складываются одной партией в одну большую коробку и прямо в ней выставляются на полку. За счет меньшего количества используемого картона вес коробок, которые выставляются на полку, снизился с 9,5 до 4 кг.

Чтобы уменьшить отходы, с ноября 2017 г. ритейлер отказался от выдачи одноразовых пластиковых пакетов во всех 104 своих гипермаркетах в России, в магазинах остальных форматов (их у компании около 200) сеть отказалась от бесплатных пакетов еще раньше. По оценке Greenpeace, в России ежегодно используется 180 пакетов на душу населения, т. е. около 30 млрд пакетов в год, или 5% от общемирового объема потребления. «Ашан ритейл Россия» стала предлагать покупателям пакеты, на 40% состоящие из переработанных материалов, а также бумажные пакеты и многоразовые сумки. &

Текст: Екатерина Сваровская