Инвестиции на взлете
В инфраструктуру вокруг Жуковского власти и бизнес вложили десятки миллиардов рублей. Что получает город от близости к авиастроению?История подмосковного Жуковского тесно связана с авиастроением. Здесь расположены крупнейшие научные центры отрасли – Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова. Даже имя свое он получил в честь Николая Жуковского, основателя ЦАГИ.
Но для обывателя главная ассоциация с Жуковским – проводимый каждый нечетный год Международный авиационно-космический салон (МАКС). МАКС – это прежде всего визитная карточка города, говорит мэр Жуковского Андрей Войтюк. Начинали организацию салона инициативные жители города – сотрудники градообразующих предприятий, рассказывает он. Сейчас же это выставка мирового значения, на которой заключается масса контрактов. Сделки, заключенные на МАКС-2015, оценены в 350 млрд руб., говорится на сайте авиасалона.
Новая дорога
На самом деле влияние МАКСа на город гораздо шире. Так, например, Московская область в преддверии авиасалона выделяет Жуковскому средства для реконструкции дорог, рассказывает человек, близкий к организаторам мероприятия. Город действительно получает средства для дорожного ремонта и ремонта инфраструктуры: ежегодно к МАКСу ремонтируется около пяти центральных улиц, рассказывает Войтюк. Но подсчитать, какую именно сумму выделяет область для этих целей, сложно, отмечает он: региональные дороги и вне салона приводят в порядок.
Еще один масштабный проект – подъездная дорога, соединяющая Жуковский и федеральную трассу М-5 «Урал», первый участок которой открыт к МАКС-2011. Благодаря этой дороге удается обеспечить подъезд к ЛИИ им. М. М. Громова, который должен играть ключевую роль в развитии Жуковского как национального центра авиастроения: на его территории будет проще разместить новые конструкторские бюро и транспортно-выставочный комплекс, цитировал ТАСС заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова. По его словам, на строительство трассы из федерального бюджета было выделено более 11 млрд руб.
МАКС может улететь
Обсуждается возможность перенести МАКС из Жуковского в парк «Патриот» в подмосковной Кубинке, писал «Интерфакс» со ссылкой на директора департамента авиационной промышленности Минпромторга Сергея Емельянова. По его словам, решение пока не принято. «Пока этот вопрос обсуждать рано, поскольку окончательного решения еще нет, – говорит Войтюк. – Но если так произойдет, городу это будет трудно осознать, и лично для меня это было бы глубоким огорчением. Надеюсь, будет принято правильное решение».
Подъездная дорогая строилась к МАКСу в том числе, но прежде всего – для развития Национального центра авиастроения (НЦА), рассказывает Войтюк. Указ о создании в Жуковском НЦА президент Владимир Путин подписал в 2008 г. Участники проекта – ОАК, «Ростех», Московская область и ЦАГИ.
НЦА должен усилить межотраслевую кооперацию и стимулировать инвестиционную деятельность, говорится на сайте Некоммерческого партнерства «НЦА» (управляющая компания проекта). Жуковский выбран не случайно: он расположен недалеко от Москвы, в городе уже есть транспортная инфраструктура, здесь расположены отраслевые предприятия. Реализацией проекта занимается управляющая компания «Некоммерческое партнерство «НЦА». Она в конце 2011 г. выкупила 887 га земель, которые Московская область передала Жуковскому для создания НЦА.
Аэропорт родом из МАКСа
Проект НЦА можно разделить на несколько составляющих: коммерциализация аэропорта «Жуковский» и модернизация всей инфраструктуры, а также строительство неотраслевых объектов.
Для специалистов одна из самых зрелищных частей любого авиасалона – возможность видеть взлет самолетов, говорит сотрудник одного из предприятий авиационной отрасли. «Люди встречаются в шатрах, сидят, общаются, смотрят взлеты. Без этого авиашоу для специалистов представить сложно», – поясняет он.
Сама идея создания аэропорта «Жуковский» по большому счету тоже родом из МАКСа. «Мы участвовали в каждом авиасалоне МАКС, на одном из них пришла идея: почему аэродром ЛИИ [им. Громова] используется только под выставку и 200 испытательных полетов в год? И эта информация осталась в голове», – рассказывал в интервью «Ведомостям» Гедиминас Жемялис, совладелец и председатель совета директоров Avia Solutions Group (ASG), которая вместе с «Ростехом» построила аэропорт «Жуковский». ASG, по словам Жемялиса, обсуждала идею коммерциализации инфраструктуры ЛИИ с ОАК и «Ростехом». Как именно она дошла до правительства, ему не известно.
Сейчас аэропортом владеет «РампортАэро» – совместное предприятие «дочки» «Ростеха» Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» (25% плюс 1 акция) и ASG через ОАО «АвиаСолюшенсГруп-АэропортсМенеджмент» (75% минус 1 акция), говорится в списке аффилированных лиц компании от 30 июня 2015 г. (более поздних данных нет). Инвестиции со стороны российской компании – это земельные участки и объекты недвижимости на сумму более 300 млн руб., литовские партнеры вкладывают 1 млрд руб., рассказывал в интервью агентству «Москва» Владимир Власов, гендиректор ТВК «Россия». В целом инвестиции в проект составят 10,2 млрд руб., говорил он, основная часть – 8,3 млрд руб. – это привлеченные средства.
Инвестиции компаний
Еще один объект для инвестиций – инфраструктура, расположенная на территории ЛИИ и прилегающая к нему. ОАК за последние годы вложила более 10 млрд руб. в модернизацию инфраструктуры комплекса и взлетной полосы, рассказывает представитель компании. Входящая в ОАК компания «Иркут» построила ангар для обслуживания нового гражданского лайнера МС-21, писала ОАК в корпоративном журнале «Горизонты» в 2015 г. А «Туполев» на летно-испытательной базе в Жуковском реконструировал ангар для ремонта ракетоносцев Ту-95МС, а также установил тренировочный комплекс для самолетов семейства Ту-204/214.
ЛИИ им. М. М. Громова – главная испытательная база ОАК и корпоративный центр авиационной науки. Исследованиями занимаются несколько сотен специалистов, 80 из которых – доктора и кандидаты наук, рассказывает представитель ОАК. Здесь отрабатывается новая авиатехника, летающие лаборатории испытывают новые авиационные двигатели, в том числе для самолетов МС-21 и Ил-112.
Вокруг аэропорта
Создание НЦА дало импульс и для активного освоения для жилищного строительства территорий Жуковского на правом берегу Москвы-реки, писала ОАК в корпоративном журнале. Всего там планируется построить более 5 млн кв. м недвижимости, из которых 2 млн кв. м – это жилье. В 2014 г. ульяновская DARS Development приобрела у Некоммерческого партнерства «НЦА» 122 га, на которых собирается построить 600 000 кв. м жилья, объектов социальной и коммерческой инфраструктуры для проживания 22 000 человек, говорится на сайте некоммерческого партнерства. Проект получил название «Жуковские террасы», строительство первой очереди запланировано на 2017–2018 гг., сказано на сайте DARS. Жилье планируется продавать по цене не более 50 000 руб. за 1 кв. м, указывает Некоммерческое партнерство «НЦА». Сейчас1 кв. м в новостройке в Жуковском от застройщика в высокой стадии готовности стоит от 62 000 руб. (в четырехкомнатной квартире) до 88 000 руб. (в однушке), говорится на сайте novostroy-m.ru.
Гостиницы
Проведение МАКСа влияет и на развитие туристической индустрии города. Многие гости МАКСа останавливаются в Москве, тем не менее гостиничная сеть города во время проведения авиасалона полностью занята, говорит Войтюк. Действительно, к середине июня все гостиницы в городе на дни проведения МАКСа были заняты, свидетельствуют данные Booking.com. В обычные дни, по данным Войтюка, загрузка составляет в среднем 50%.
Строительство НЦА – грандиозный проект, который полностью изменит структуру предложения рынка недвижимости Жуковского, говорит управляющий партнер «Метриум групп» Мария Литинецкая. Пока девелоперская активность в городе низкая, отмечает она: сейчас на первичном рынке жилья в городе представлено всего два небольших проекта площадью 15 500 и 76 700 кв. м.
Но самое главное – после завершения строительства НЦА численность населения города увеличится примерно в 1,5 раза, отмечает Литинецкая. По оценке «Метриум групп», на 2 млн кв. м жилья будет проживать порядка 60 000 человек, сейчас население Жуковского – около 109 000 человек. Чтобы появление проекта-миллионника не привело к транспортному и инфраструктурному коллапсу, необходимо приложить немалые усилия, предупреждает Литинецкая: обеспечить жителей максимальным числом рабочих мест, модернизировать транспортную систему.
Текст: Мария Ермакова