МАКС назначает деловую встречу
Российский авиасалон – в чемпионах по масштабу летной программы и количеству посетителей. Теперь он хочет быть еще и заметной площадкой для бизнесаВ этом году на авиасалоне впервые запланирована масштабная программа деловых брифингов.
В летной программе МАКС в этом году заявлено более 80 летательных аппаратов (восемь пилотажных групп, в том числе «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», Al Fursan из ОАЭ и др.). По количеству зрителей МАКС – крупнейший авиасалон: в 2015 г. здесь побывало 404 000 участников и гостей (рекордным по числу посетителей был 2001 год – более 600 000 человек). Для сравнения: парижский Ле-Бурже в 2015 г. собрал около 350 000 участников, а Airshow China в 2016 г. – 365 000 посетителей.
Но авиасалоны – это не только и не столько шоу для массового зрителя, но еще и площадка для налаживания деловых связей (подробнее о том, как устроены авиасалоны, см. статью «Миллиарды в небе»).
В 2017 г. компания «Авиасалон», устроитель МАКС, рассчитывает посоревноваться с крупнейшими выставками за статус серьезной деловой площадки. В 2015 г. в МАКСе участвовало 878 предприятий из 31 страны, салон посетили 103 официальные делегации из 65 стран. «Мы поставили перед собой задачу позиционировать в этом году МАКС в качестве бизнес-площадки», – говорит гендиректор ОАО «Авиасалон» Александр Левин.
«ОАК будет проводить на МАКСе целую серию бизнес-брифингов. Любая деловая и экономическая активность на МАКСе нами приветствуется. Мы стараемся выстроить вокруг МАКСа максимальное количество деловых форматов».
На МАКС-2017 впервые пройдут бизнес-встречи в специальном формате. «Проведение серии мероприятий на площадке МАКС-2017 будет способствовать развитию делового сотрудничества и партнерских отношений между российскими и зарубежными компаниями аэрокосмического сектора», – приводятся в приглашении слова Сергея Емельянова, директора департамента авиационной промышленности Минпромторга.
Расширение деловой программы не только позволит увеличить количество бизнес-посетителей, но и поддержит трансформацию индустриальной модели российских авиапроизводителей за счет развития аутсорсинга и привлечения новых поставщиков, рассчитывают устроители салона (правда, конкретных прогнозов они не дают).
От зрелищ к переговорам
Впервые выставка с международным участием прошла в Жуковском четверть века назад. «Мосаэрошоу-92» было скорее смотром достижений народного хозяйства. Но и деловые переговоры тоже проводились: иностранные производители комплектующих рассчитывали, что сотрудничество с российскими разработчиками самолетов и вертолетов позволит им войти в программы Ил-96, Ту-204 или Ми-38. Но если в 1970–1980-х гг. каждый четвертый гражданский самолет в мире был сделан в СССР, то за последующие годы доля российского авиапрома на мировом рынке сократилась на порядок. Теперь, чтобы бороться за восстановление позиций на мировом рынке, стране придется помогать развитию бизнеса поставщиков для предприятий самолето- и вертолетостроения и встраиванию производителей комплектующих в глобальные цепочки поставок ведущих компаний.
«Авиасалон» в этом году предлагает новый формат работы – деловые брифинги. Главная цель – помочь участникам (и российским, и зарубежным) в поиске деловых партнеров. На брифингах компании озвучат возможности по встраиванию в цепочки поставок и требования к потенциальным партнерам, говорится на сайте МАКСа. Проведение таких встреч назрело давно: во время двух предыдущих салонов кооперация обсуждалась в формате конференций, теперь пришло время обсуждения конкретных двусторонних проектов, объясняет заместитель гендиректора «Авиасалона» Владимир Советкин.
23 500 руб.
Стоимость участия в одном брифинге для одного представителя компании включена в регистрационный взнос, за участие в каждом дополнительном брифинге нужно будет заплатить 23 500 руб. за одного представителя компании, говорится на сайте. Какой будет выручка от нового пункта деловой программы, устроитель салона оценить затруднился.
Деловые брифинги – традиционный формат бизнес-программы крупных международных выставок. Компании, заинтересованные в компаньонах для реализации конкретных программ, заявляют о своих потребностях на официальном сайте мероприятия. Другие участники, обнаружив потенциально интересные для себя проекты, назначают встречу (через систему на сайте или через колл-центр).
Чаще всего такие встречи проходят в двустороннем формате. Но проект деловых брифингов на МАКСе предполагает, что производители продукции гражданского назначения смогут провести презентации сразу для 3–5 потенциальных поставщиков (а если потребуется – то и для 50 и даже 100). Всего пройдет семь брифингов: пять проведет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и два – «Вертолеты России».
ОАК ищет партнеров
Обширная программа у ОАК, создателя среднемагистрального лайнера МС-21 и бизнес-джета Sukhoi Business Jet. Производитель ищет, например, поставщиков современных бортовых мультимедийных систем.
Входящий в ОАК Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина рассчитывает привлечь разработчиков и производителей интерьеров для регионального самолета Ил-114-300. «Гражданские самолеты Сухого» (также входят в ОАК) – установить контакты с разработчиками программных продуктов, которые помогут внедрить методы цифрового моделирования в разработку компонентов и систем планера самолета.
Российско-китайская программа создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (оператор программы – Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания с ограниченной ответственностью, совместное предприятие ОАК и Китайской корпорации коммерческой авиации, СОМАС), стоимость которой оценивается в $13–20 млрд, ищет потенциальных поставщиков агрегатов из композитных материалов.
Партнеры для «Вертолетов»
Холдинг «Вертолеты России» ищет поставщиков для программ Ми-38, Ми-171А2, Ка-226Т и «Ансат». Перечень запросов обширен – от рассмотрения предложений в части создания системы климат-контроля до модернизации вертолетов для выполнения санитарно-эвакуационных работ или полетов на морские буровые платформы.
Также в ходе брифинга вертолетостроитель расскажет о требованиях к системе менеджмента качества потенциальных поставщиков – какие подходы нужно использовать, чтобы претендовать на включение в цепочку поставок «Вертолетов России». Расскажут представители холдинга и о программе развития вертолетных технологий «Вертикаль» – корпоративной технологической платформе, ключевых направлениях исследований и потребностях в инновациях.
«Вертолеты России» формируют единый подход к работе с поставщиками – определяют базовые требования, принципы формирования базы данных по поставщикам, подходы к проведению предконтрактного аудита и рейтингования. Об этих требованиях представители холдинга впервые подробно расскажут на брифинге на МАКС-2017.
Текст: Олег Пантелеев