С военно-патриотическим приветом
Принципы поправленной Конституции уже действуютРабота с молодежью давно политизирована Кремлем, но патриотизма не хватало, решил президент Владимир Путин – и внес поправки в закон об образовании. Такой подход поможет воспитать разве что конформизм.
22 мая Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон об образовании, знаменующие разворот государства к архаическому подходу в среднем и высшем образовании. Президент своими поправками, во-первых, меняет понятие «образовательной программы». В нее добавляются «программа воспитания, календарный план воспитательной работы, формы аттестации».
Во-вторых, президент Путин уточнил смысл имевшегося в законе понятия «воспитание»: оно должно формировать у учащихся «чувство патриотизма и гражданственности», уважение «к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества», к закону и правопорядку.
В школах России и сейчас есть программа обучения предметам и программа воспитания. Но в законе об образовании они упомянуты отдельно. Программа воспитания до сих пор не была формализована и никем по сути не проверялась, оставаясь на усмотрение учебных заведений.
Путин предлагает это отменить – и едва ли законодатели осмелятся ослушаться. Президент считает нужным определить образовательную программу через воспитание; это означает, что вес воспитания в образовании возрастает. Колледжей и вузов это тоже касается. Примерные программы среднего профессионального и высшего образования, говорится в поправках Путина, включают в себя «примерную рабочую программу воспитания» и «календарный план воспитательной работы».
Поправки Путина означают разворот в образовательной сфере в России. Они нацелены на унификацию и монополизацию государством воспитательных программ, по сути – государственную идеологизацию образования. Это противоречит заложенным в начале 1990-х гг. принципам деполитизации и деидеологизации образования. Тогда реформаторы пытались уйти от советской педагогики, которая была едва ли не более сильным средством формовки массового сознания, чем политбюро ЦК КПСС.
В Кремле к этому вернулись не вчера. Патриотизм и молодежь – две темы, интересующие Владимира Путина как руководителя страны с самого начала правления. Еще в 2003 г., на первом сроке президентства, он говорил, что «объединяющей идеологией» для России должен стать «общероссийский патриотизм», основанный, в частности, на «нашей истории» (цитата по Kremlin.ru). Правки в Конституцию как финал этих стремлений должны, видимо, зафиксировать произошедшие в стране изменения. Не зря в пояснительной записке к законопроекту сказано, что поправки подготовлены в соответствии с инициированной Путиным поправкой к Конституции, одна из частей которой гласит: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики». Занятно: путинская правка Конституции еще не утверждена, но в идеологической части она фактически действует.
К чему это приведет на практике? Скорее всего, к единому воспитательному стандарту, когда в школах по советской модели будет так: в сентябре, условно, про советское крестьянство, в феврале – про армию, в марте – про женщин, в течение учебного года – про патриотизм. Чем-то подобным занимается любая система, в том числе и СССР, озабоченная монополизацией идеологии. Для этого она извлекает разработку различного рода матриц, чтобы, как говорил председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, «вылепить нового человека». Так происходит всегда, когда государство делает установку не на развитие граждан, а на развитие подданных, считает завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов.
Что из этого получится, тоже вполне предсказуемо.
Никто не понимает, что такое патриотизм, предупреждает заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации Высшей школы экономики Дмитрий Леонтьев: патриотизм не может быть предметом целенаправленной работы – критерии патриотического воспитания не ясны, и едва ли можно четко их сформулировать.
Что бы ни имел в виду под патриотизмом Путин, дети и подростки усваивают только те ценности, которые реально регламентируют отношения в обществе, уважаются и отстаиваются. В педагогике и психологии пока не встречалось внятного доказательства того, что разговоры о патриотизме реально приводят к его улучшению, говорит Леонтьев.
А если человек не видит в окружении, что такое патриотизм, то в это понятие можно вкладывать все что угодно – вплоть до ксенофобии. Возможно, это и удобно для идеологов – мнением части людей легче манипулировать, упреков в неверной трактовке идей патриотизма – в отличие от идей коммунизма и социализма – опять же не получишь.
Но есть и минусы.
В форме нарратива патриотизм не передается, дети и подростки максимум могут просто заучить нужные фразы, чтобы не выделяться – или чтобы от них отстали. То есть единственное, к чему программа патриотизма в школе может склонять, – это умение подстраиваться, конформизм. А он – важная и реальная ценность, которая руководит процессами в части общества, включая некоторых учителей – организаторов правильного голосования на выборах.
Либо неприятие этого, нонконформизм. Любой формализм, лицемерие приводит к негативным последствиям в воспитании, замечает Леонтьев. Не исключено, что размещение портретов Гитлера, Гимлера и Власова на интернет-ресурсах в контексте «Бессмертного полка» – неумная форма протеста молодых людей против настойчивого внедрения «правильных» идей и образов. Этого программа патриотизма добиться сможет.